Данная цель нацелена на достижение прекращения дискриминации в отношении женщин и девочек во всем мире. В некоторых регионах по-прежнему существует огромное неравенство на рынке труда, и женщины систематически отказываются от равного доступа к рабочим местам. Согласно данным обследования, полученным из 84 стран и районов, женщины, в среднем, проводят более чем в три раза больше времени занимаясь неоплачиваемой домашней работой и уходом за членами семьи, чем мужчины. По имеющимся данным, время, затрачиваемое на домашнюю работу, объясняется в значительной степени гендерным разрывом в сфере неоплачиваемого труда.

Женщины, по-прежнему, недостаточно представлены на руководящих должностях. В большинстве из 67 стран, по которым имеются данные за период 2009–2015 годов, женщины занимают менее одной трети высших руководящих должностей и руководящих должностей среднего уровня.

По состоянию на 1 января 2020 года представленность женщин в национальных парламентах достигла 24,9 % (в 2015 году – 22,3 процента). В 2019 году в мировом масштабе женщины составляли 39 % трудящихся и половину населения трудоспособного возраста, но при этом занимали лишь 28 % руководящих должностей (в 2000 году – 25 %). Для трудоустройства женщинам приходится преодолевать более высокие барьеры. А получив работу, до руководящих позиций они часто не допускаются. В 2019 году в Юго-Восточной Азии женщины занимали 41 % управленческих должностей, в Северной Америке – 40 %, а в Северной Африке – лишь 8 %.

Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом.

Конституция Республики Узбекистан ясно формулирует принципы недискриминации и равных прав для женщин и мужчин. Международные оценки гендерного равенства в Узбекистане свидетельствуют о том, что в стране все еще сохраняется гендерный дисбаланс в образовании и в сферах доступа женщин к экономическим и политическим возможностям.

В Узбекистане за последние 15 лет уровень участия женщин в сфере государственного управления возрос. Так, доля мест, занимаемых женщинами в Законодательной палате Олий Мажлиса в течение 2006-2020 гг. возросла с 18 % до 32 %, а в Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов возросла с 14 % до 25 %. Решающую роль сыграли Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 87-I от 6 мая 1995 года «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в Нью-Йорке 18 декабря 1979 года», № 493-I от 30 августа 1997 года «О ратификации Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» и № 501-I от 30 августа 1997 года «О присоединении к Конвенции о политических правах женщин», Закон Республики Узбекистан № 760-I от 14 апреля 1999 года «О дополнительных льготах женщинам», Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4235 от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» и ряд других подобных законодательных актов.

Несмотря на данные меры роль женщин в процессе принятия государственных решений является низкой. Женщины преобладают на нижних эшелонах власти – на должностях, не предполагающих принятие решений. По мере продвижения «вверх» присутствие женщин снижается. Так, доля женщин, работающих в министерствах и государственных комитетах на министерских (приравненных) должностях в Узбекистане по итогам 2020 года составила всего лишь 3,03 %. В сфере образования, отчетливо прослеживается гендерное неравенство на уровне высшего образования, где в охвате высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше доля женщин составляет 40 %. Доля женщин имеющих ученую степень доктора философии составляет 37 %, а доля женщин с ученым званием доцента – 31,5 %, доктора наук – 24,3 %, женщины-профессора – 22,7 %.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 5.1. Повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек, в т.ч. включение в законодательство и эффективное внедрение в правоприменительную практику принципов искоренения косвенной дискриминации.

Задача 5.2. Ликвидировать все формы насилия в отношении женщин, в том числе в виде торговли людьми, сексуальных и иных форм эксплуатации.

Задача 5.3. Недопущение ранних и принудительных браков.

Задача 5.4. Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты и поощряя принцип общей ответственности в ведении хозяйства и в семье, с учетом национальных условий.

Задача 5.5. Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.

Задача 5.6. Обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения для всеобъемлющей медико-санитарной помощи в области репродуктивного здоровья.

Задача 5.а. Расширять программы поддержки женщин в реализации их прав и интересов в социально-экономической сфере.

Задача 5.b. Активнее использовать высокоэффективные технологии, в частности, информационно-коммуникационные, для содействия расширению прав и возможностей женщин.

Задача 5.с. Наиболее полно интегрировать принципы гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Индикатор 5.1.1. Наличие правовых механизмов, обеспечивающих надежное соблюдение норм по недопустимости дискриминации по половому признаку - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Есть Есть
2 Индикатор 5.4.1. Доля времени, затрачиваемого на неоплачиваемый труд по уходу и работу по дому, в разбивке по полу, возрасту и месту проживания (население в возрасте 16 лет и старше).                                          
  a) всего - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,5 - -
  b) мужчины - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9,0 - -
  c) женщины - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22,0 - -
3 Индикатор 5.5.1. Доля мест, занимаемых женщинами:                                          
  а) в Законодательной палате Олий Мажлиса (%); - - - - - 18,0 18,0 18,0 18,0 22,0 22,0 22,0 22,0 22,0 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0 32,0 32,0
  b) в Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов. - - - - - 14,1 14,1 14,1 14,1 16,6 16,6 16,6 16,6 16,6 23,0 23,0 23,0 23,0 23,0 24,9 24,9
4 Индикатор 5.5.2. Доля женщин на руководящих должностях. 3)  - - - - - - - - 27,4 27,7 26,8 26,8 27,1 26,7 27,7 27,7 27,1 27,0 27,0 26,6 26,5
5 Индикатор 5.6.2. Наличие законов и нормативных актов, гарантирующих женщинам и мужчинам в возрасте от 15 лет полный и равный доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья и информации и просвещению в этой сфере. 15 17 19 24 27 29 29 35 37 44 37 53 56 63 73 73 80 87 101 101 115
6 Индикатор 5.а.2. Наличие правовой базы (в том числе обычного права), гарантирующей женщинам равные права на владение и/или распоряжение землей. 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3
  Критерий A: Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность совместной регистрации земли и ее поощрение с помощью экономических стимулов 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий B. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность супружеского согласия на сделки с землей и недвижимостью 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий С. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, обеспечивающих права женщин и девочек на равные права наследования 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий D. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, предусматривающих распределение финансовых ресурсов для увеличения владения женщинами и контроля над землей 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3
  Критерий F. Обеспечивает ли правовая и политическая основа участие женщин в управлении земельными ресурсами и управлении, связанное с землепользованием 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
7 Индикатор 5.b.1. Доля людей, имеющих мобильный телефон, в разбивке по полу.                                          
  a) всего 4)  - - - - - - - - - - - - - - - - - 63,5 68,1 69,8 71,7
  b) мужчины - - - - - - - - - - - - - - - - - 73,3 77,4 77,5 77,9
  c) женщины - - - - - - - - - - - - - - - - - 53,8 59,6 62,8 65,5

3) Без малых предприятий и микрофирм

4) Данные по домохозяйствам

Скачать (XLS, 90 КВ)