В последние десятилетия неравенство по доходам росло практически во всех регионах мира, но разными темпами. Сильное различие в уровне неравенства между странами, даже когда они схожи по уровню развития, подчеркивает ту важную роль, которую играют в эволюции неравенства национальная политика и институты. В 2016 году доля национального дохода, приходящаяся на 10% самой обеспеченной доли населения (верхняя дециль по уровню доходов), составляла 37% в Eвропе, 41% в Китае, 46% в России, 47% в США и Канаде и около 55% в Африке южнее Сахары, Бразилии и Индии. На Ближнем Востоке, являющимся регионом с самым высоким уровнем неравенства, на верхнюю дециль приходится 61% национального дохода.
Неравенство в доходах является глобальной проблемой, требующей глобальных решений. Это включает в себя разработку программ, которые предоставляют равные возможности для всех, включая уязвимые и маргинализированные слои населения, совершенствование регулирования и мониторинга финансовых рынков и институтов, поощрение прямых иностранных инвестиций в отстающие регионы. Содействие безопасной миграции и мобильности людей также является ключом к преодолению растущего разрыва.
В целях недопущения резкого социального расслоения общества за годы независимости в Узбекистане реализован комплекс мер по поддержанию на оптимальном уровне дифференциации доходов отдельных слоев населения.
Результаты принятых мер в Узбекистане способствовали последовательному снижению и стабилизации на оптимальном уровне дифференциации доходов населения. Так, соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченных слоев населения – децильный коэффициент – снизился с 21,1 раз в 2001 году до 6,9 раз в 2020 году. За этот период другой показатель дифференциации доходов населения – квинтильный коэффициент – уменьшился с 9,9 раз в 2001 году до 4,5 раз в 2020 году.
Общепринятый в мировой практике показатель, характеризующий расслоение доходов – индекс Джини – снизился за 2001-2020 гг. с 0,395, до 0,276 при пороговом значении, рекомендованном ООН 0,35-0,37 и оптимальном уровне 0,25-0,26.
Вместе с этим, региональный дисбаланс в социально-экономическом росте внутри страны остается актуальной проблемой. ВВП на душу населения в городе Ташкент в 4 раза превышает показатели Сурхандарьинской области.
В целях обеспечения равномерного распределения результатов экономического роста Узбекистан будет стремиться к достижению темпа роста доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 10.1. К 2030 году постепенно достичь и поддерживать рост доходов, наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.
Задача 10.2. Поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, наличия инвалидности, национальности, религии и социального положения.
Задача 10.3. Обеспечить на практике полное и неукоснительное выполнение законов и нормативных актов по антидискриминационным нормам, особенно в отношении людей, находящихся в социально уязвимом положении.
Задача 10.4. Принять соответствующую политику, особенно бюджетно-налоговую политику и политику в вопросах заработной платы и социальной защиты, и постепенно добиваться обеспечения большего равенства.
Задача 10.7. Содействовать упорядоченной, безопасной, управляемой трудовой миграции и эффективной миграционной политике.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
1 | Индикатор 10.1.1. Темпы роста расходов домохозяйств или доходов на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения и среди населения в целом (в процентах). | ||||||||||||||||||||||
a) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения; | - | - | - | - | - | 136,8 | 131,6 | 136,6 | 142,7 | 146,2 | 148,2 | 148,1 | 140,7 | 136,9 | 138,3 | 135,6 | 125,6 | 119,0 | 118,5 | 116,9 | 114,9 | 122,4 | |
b) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди всего населения. | 155,8 | 149,8 | 142,4 | 123,4 | 117,3 | 124,8 | 131,5 | 128,4 | 133,5 | 132,5 | 129,2 | 133,6 | 119,6 | 119,2 | 114,0 | 113,7 | 114,9 | 117,7 | 124,8 | 119,3 | 112,7 | 121,8 | |
2 | Индикатор 10.2.1. Доля людей с доходом ниже 50 процентов медианного дохода в разбивке по возрасту и полу. | 25,8 | 21,9 | 21,0 | 22,0 | 22,2 | 22,3 | 21,4 | 14,9 | 16,5 | 15,9 | 12,7 | 11,5 | 11,6 | 11,0 | 8,8 | 8,6 | 8,2 | 8,1 | 7,8 | 9,1 | 10,0 | 10,7 |
3 | Индикатор 10.4.1. Доля оплаты труда наемных работников в процентном отношении к ВВП. 5) | 35,1 | 34,7 | 33,6 | 31,7 | 29,8 | 30,7 | 29,8 | 29,9 | 29,0 | 29,2 | 24,7 | 24,8 | 26,8 | 27,3 | 25,8 | 25,3 | 25,3 | 22,5 | 22,5 | 24,8 | 24,6 | 25,4 |
4 | Индикатор 10.7.1. Затраты работника на трудоустройство в процентах от его месячного дохода в стране назначения: | ||||||||||||||||||||||
Россия; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 24,8 | 26,2 | 27,4 | 22,0 | 24,9 | |
Казахстан; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6,7 | 6,8 | 7,0 | 5,0 | 11,7 | |
Турция; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9,1 | 9,6 | 9,8 | 8,3 | 14,6 | |
Южная Корея. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6,7 | 5,9 | 6,1 | 8,8 | 11,7 | |
5 | Индикатор 10.7.2. Доля трудовых мигрантов, добровольно зарегистрированных при выезде из страны и выезжающих по организационному набору работников в их общей численности (в процентах). | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0,15 | 2,0 | 5,6 | 8,2 | 9,8 |
1) По отдельным годам данные были пересчитаны