В последние десятилетия неравенство по доходам росло практически во всех регионах мира, но разными темпами. Сильное различие в уровне неравенства между странами, даже когда они схожи по уровню развития, подчеркивает ту важную роль, которую играют в эволюции неравенства национальная политика и институты. В 2016 году доля национального дохода, приходящаяся на 10% самой обеспеченной доли населения (верхняя дециль по уровню доходов), составляла 37% в Eвропе, 41% в Китае, 46% в России, 47% в США и Канаде и около 55% в Африке южнее Сахары, Бразилии и Индии. На Ближнем Востоке, являющимся регионом с самым высоким уровнем неравенства, на верхнюю дециль приходится 61% национального дохода.

Неравенство в доходах является глобальной проблемой, требующей глобальных решений. Это включает в себя разработку программ, которые предоставляют равные возможности для всех, включая уязвимые и маргинализированные слои населения, совершенствование регулирования и мониторинга финансовых рынков и институтов, поощрение прямых иностранных инвестиций в отстающие регионы. Содействие безопасной миграции и мобильности людей также является ключом к преодолению растущего разрыва.

В целях недопущения резкого социального расслоения общества за годы независимости в Узбекистане реализован комплекс мер по поддержанию на оптимальном уровне дифференциации доходов отдельных слоев  населения.

Результаты принятых мер в Узбекистане способствовали последовательному снижению и стабилизации на оптимальном уровне дифференциации доходов населения. Так, соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченных слоев населения – децильный коэффициент – снизился с 21,1 раз в 2001 году до 6,9 раз в 2020 году. За этот период другой показатель дифференциации доходов населения – квинтильный коэффициент – уменьшился с 9,9 раз в 2001 году до 4,5 раз в 2020 году.

Общепринятый в мировой практике показатель, характеризующий расслоение доходов – индекс Джини – снизился за 2001-2020 гг. с 0,395, до 0,276 при пороговом значении, рекомендованном ООН 0,35-0,37 и оптимальном уровне 0,25-0,26.

Вместе с этим, региональный дисбаланс в социально-экономическом росте внутри страны остается актуальной проблемой. ВВП на душу населения в городе Ташкент в 4 раза превышает показатели Сурхандарьинской области.

В целях обеспечения равномерного распределения результатов экономического роста Узбекистан будет стремиться к достижению темпа роста доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 10.1. К 2030 году постепенно достичь и поддерживать рост доходов, наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

Задача 10.2. Поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, наличия инвалидности, национальности, религии и социального положения.

Задача 10.3. Обеспечить на практике полное и неукоснительное выполнение законов и нормативных актов по антидискриминационным нормам, особенно в отношении людей, находящихся в социально уязвимом положении.

Задача 10.4. Принять соответствующую политику, особенно бюджетно-налоговую политику и политику в вопросах заработной платы и социальной защиты, и постепенно добиваться обеспечения большего равенства.

Задача 10.7. Содействовать упорядоченной, безопасной, управляемой трудовой миграции и эффективной миграционной политике.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 Индикатор 10.1.1. Темпы роста расходов домохозяйств или доходов на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения и среди населения в целом (в процентах).                                            
  a) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения; - - - - - 136,8 131,6 136,6 142,7 146,2 148,2 148,1 140,7 136,9 138,3 135,6 125,6 119,0 118,5 116,9 114,9 122,4
  b) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди всего населения. 155,8 149,8 142,4 123,4 117,3 124,8 131,5 128,4 133,5 132,5 129,2 133,6 119,6 119,2 114,0 113,7 114,9 117,7 124,8 119,3 112,7 121,8
2 Индикатор 10.2.1. Доля людей с доходом ниже 50 процентов медианного дохода в разбивке по возрасту и полу. 25,8 21,9 21,0 22,0 22,2 22,3 21,4 14,9 16,5 15,9 12,7 11,5 11,6 11,0 8,8 8,6 8,2 8,1 7,8 9,1 10,0 10,7
3 Индикатор 10.4.1. Доля оплаты труда наемных работников в процентном отношении к ВВП. 5) 35,1 34,7 33,6 31,7 29,8 30,7 29,8 29,9 29,0 29,2 24,7 24,8 26,8 27,3 25,8 25,3 25,3 22,5 22,5 24,8 24,6 25,4
4 Индикатор 10.7.1. Затраты работника на трудоустройство в процентах от его месячного дохода в стране назначения:                                            
  Россия; - - - - - - - - - - - - - - - - - 24,8 26,2 27,4 22,0 24,9
  Казахстан; - - - - - - - - - - - - - - - - - 6,7 6,8 7,0 5,0 11,7
  Турция; - - - - - - - - - - - - - - - - - 9,1 9,6 9,8 8,3 14,6
  Южная Корея. - - - - - - - - - - - - - - - - - 6,7 5,9 6,1 8,8 11,7
5 Индикатор 10.7.2. Доля трудовых мигрантов, добровольно зарегистрированных при выезде из страны и выезжающих по организационному набору работников в их общей численности (в процентах). - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,15 2,0 5,6 8,2 9,8

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

Скачать (XLS, 90 КВ)