Мир выбился из графика выполнения задач в области образования еще до пандемии COVID-19. По оценкам, 84 млн детей и молодых людей по-прежнему не будут посещать школу, а примерно 300 млн учащихся так и не обретут базовых навыков счета и грамотности, необходимых для достижения успеха в жизни. Для достижения цели 4 необходимо переформатировать системы образования и сделать финансирование образования одним из приоритетных направлений национальной инвестиционной деятельности.

Показатель участия в организованном обучении за год до достижения официального возраста поступления в начальную школу остается на уровне около 75 процентов, что все еще далеко от выполнения задачи обеспечить к 2030 году всем девочкам и мальчикам доступ к качественному дошкольному обучению.

Примерно четверть начальных школ во всем мире не была обеспечена основными услугами, такими как электроснабжение, снабжение питьевой водой и базовые средства санитарии.

Более 14 процентов учителей во всем мире все еще не имеют квалификации, соответствующей национальным нормам, причем с 2015 года ситуация практически не улучшилась.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8 %. В свою очередь, если охват детей дошкольным образованием в 2011 году составил 18,2 %, то в 2020 году этот показатель вырос до 50,9 %.  Также, доля учителей с высшим педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях увеличилась с 94,2 % в 2011 году до 99,1 % в 2020 году. Кроме того, можно наблюдать рост доли учителей с педагогическим образованием в дошкольном образовании с 95 % в 2011 году до 98,3 % в 2020 году. При этом сохраняется высокий уровень грамотности и обеспечивается существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В свою очередь, прием в высшие учебные заведения значительно отстает от показателей стран с аналогичным уровнем развития. Что касается охвата высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше, несмотря на то, что этот показатель в 2011-2020 годах увеличился с 14,4 % до 16,5 %, Узбекистан также отстает от стран региона и мира и в настоящее время планирует поэтапно расширять охват. Следует отметить, что существует значительный разрыв в функциональных компетенциях учителей городских и сельских образовательных учреждений, и не разработана надлежащая система оценки качества образования.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельности.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью, улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с инвалидностью, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые им для оказания содействия устойчивому развитию.

Задача 4.а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4.b. К 2030 году принять меры по увеличению кредитов и грантов, в том числе международных кредитов и грантов, выделяемых на обучение в высших учебных заведениях.

Задача 4.с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе за счет международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Индикатор 4.2.1. Доля детей в возрасте от трех до пяти лет, которые развиваются должным образом в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия в разрезе по полу: 1)                                                  
  а) всего детей; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 82.6 - -
  b) девочки; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 86.2 - -
  c) мальчики. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 79.3 - -
2 Индикатор 4.2.2. Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе по полу:                                                  
  а) всего детей; 13.8 14.2 14.8 15.1 15.7 15.5 16.5 20.8 18.9 19.7 18 18.6 22.4 20.5 21.8 21.9 29.7 30.8 40.6 62.7 68.0 75.1 84.2 78.6 95.4
  b) девочки; - - - - - - - 20.9 18.9 19.7 17.8 18.4 22.6 19.8 20.1 21.6 28.8 30.6 39.8 62.6 68.5 76.4 83.4 70.56 -
  c) мальчики. - - - - - - - 20.6 18.8 19.7 18.2 18.7 19.5 21.2 21.5 22.6 30.5 31.0 41.2 62.8 67.5 73.9 85.0 86.12 -
3 Индикатор 4.4.1. Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий, в разбивке по видам навыков: 2)                                                  
  Копирование или перемещение файла или папки; - - - - - - - - - - - - - - - - - 38.3 39.4 39.7 39.7 43.5 43.9 45.1 45.6
  Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; - - - - - - - - - - - - - - - - - 19.3 22.4 22.7 23.3 23.6 24.1 29.3 31.5
  Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); - - - - - - - - - - - - - - - - - 13.8 14.1 14.2 15.2 15.6 15.9 16.2 16.5
  Использование основных арифметических формул в электронной таблице; - - - - - - - - - - - - - - - - - 10.0 10.5 11.1 14.0 14.4 14.7 14.9 15.1
  Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); - - - - - - - - - - - - - - - - - 4.8 5.4 5.5 4.8 6.8 7.2 7.5 8.0
  Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; - - - - - - - - - - - - - - - - - 4.5 4.6 4.6 5.1 5.4 5.8 6.3 6.9
  Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); - - - - - - - - - - - - - - - - - 5.7 6.7 6.8 7.2 7.4 7.8 8.4 7.7
  Передача файлов между компьютером и другими устройствами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 4.3 4.4 4.7 5.0 5.8 6.7 9.1 9.6
  Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.0 0.0 0.1 0.2 1.2 1.4 2.6 2.7
  в том числе доля молодежи в возрасте 15-24 лет:                                                  
  Копирование или перемещение файла или папки; - - - - - - - - - - - - - - - - - 56.6 56.8 59.5 59.5 58.1 62.5 70.2 71.1
  Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; - - - - - - - - - - - - - - - - - 27.5 36.4 36.3 36.0 38.3 40.0 51.0 54.7
  Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); - - - - - - - - - - - - - - - - - 19.6 19.2 21.1 22.0 19.4 18.6 23.2 25.6
  Использование основных арифметических формул в электронной таблице; - - - - - - - - - - - - - - - - - 16.2 19.7 18.6 20.5 20.5 26.0 25.4 27.5
  Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); - - - - - - - - - - - - - - - - - 8.7 7.7 8.6 7.1 7.2 14.8 10.6 10.0
  Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; - - - - - - - - - - - - - - - - - 7.2 6.7 7.1 6.9 6.4 9.9 8.4 8.2
  Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); - - - - - - - - - - - - - - - - - 11.4 14.4 10.7 11.9 11.5 14.2 15.8 15.5
  Передача файлов между компьютером и другими устройствами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 6.6 8.8 7.4 7.9 8.9 11.4 15.7 15.4
  Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.0 0.0 0.3 0.3 1.7 2.6 4.4 3.7
4 Индикатор 4.5.1. Индексы паритета (сельская и городская местность, уровень благосостояния) в системе образования:                                                  
  a) всего; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.92 0.93 0.92 0.92 0.92 0.93 0.94 0.92
  b) город; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.91 0.94 0.93 0.93 0.91 0.91 0.96 0.94
  c) село; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.92 0.92 0.92 0.92 0.93 0.95 0.93 0.91
  1 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.92 0.92 0.92 1.07 1.03 1.03 1.05 1.04
  2 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.97 0.96 0.96 0.91 0.96 0.97 0.96 0.95
  3 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.90 0.88 0.89 0.90 0.90 0.89 0.99 0.88
  4 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.88 0.89 0.90 0.93 0.87 0.88 0.87 0.91
  5 квинтил. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0.78 0.78 0.79 0.78 0.84 0.86 0.85 0.82
5 Индикатор 4.a.1. Доля школ, обеспеченных:                                                  
  a) электроэнергией; 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0
  b) доступом к Интернету для учебных целей; 3) - - - - - - - - - - - - - - - - - 87.9 86.3 83.2 78.7 92.5 94.9 97.3 99.9
  c) компьютерами для учебных целей; - - - - - - - - - - - - - - - - - 87.3 97.0 96.1 97.5 97.7 97.7 98.1 99.9
  d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26.5 30.5 32.4 38.0 49.8 55.5 99.9
  e) базовыми источниками питьевой воды; - - - - - - - - - - - - - - - - - 34.4 79.6 81.2 83.0 86.5 88.1 94.4 99.9
  f) раздельными минимально оборудованными туалетами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 15.4 73.3 76.3 78.9 81.3 86.6 99.1 98.3
  g) базовыми средствами для мытья рук. - - - - - - - - - - - - - - - - - 59.0 84.2 86.7 89.5 90.9 91.1 96.9 99.9
6 Индикатор 4.c.1. Доля учителей, обладающих минимально требуемой квалификацией в разбивке по уровню образования:                                                  
  1. Дошкольных учреждениях: 4) - - - - - - - - 95.3 95.2 94.7 95.0 98.5 96.3 95.9 97.0 98.0 98.4 95.6 95.8 98.3 98.8 96.1 97.2 97.9
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95.9 98.6 99.0 97.2 97.9 99.0
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95.5 95.9 96.3 87.4 89.9 95.6
  2. Общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование: - - - - - - - - - - 90.2 94.2 95.2 93.5 96.6 97.4 98.8 99.0 99.4 99.3 99.1 99.0 99.0 98.9 98.8
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99.3 99.1 99.0 99.0 98.9 98.9
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99.5 98.3 92.5 94.3 99.1 94.0

6) Результаты обследования MICS

9) По отдельным годам данные были пересчитаны

10) 2017-2019 гг. доля школ обеспеченных доступом в "ZiyoNet"

11) 2008-2017 гг. доля педагогов со средним специальным образованием в общем числе педагогов со средним специальным образованием

Скачать (XLS, 90 КВ)