За последние десятилетия во всем мире были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Несмотря на это, около 100 млн. детей школьного возраста на планете не посещают школу, причем 3/5 из них — девочки. На долю только одной Индии приходится 40 млн. детей, не посещающих начальную школу, что составляет более 1/3 всех детей на планете, неохваченных начальным школьным образованием. Более половины детей, не посещающих школу, живет в африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 617 миллионов молодежи во всем мире не имеет достаточных навыков по математике и чтению. По-прежнему сохраняются значительные диспропорции в доступе к образованию между детьми из бедных и богатых домохозяйств, а также между сельским и городским населением.

Данная цель направлена на обеспечение всеохватывающего и качественного образования и создание условий для обучения на протяжении всей жизни. Реализация этой цели предполагает, что все дети получат бесплатное начальное и среднее образование к 2030 году. ЦУР 4 также направлена на обеспечение равного доступа к получению профессионального обучения, устранив такие проблемы, как гендерное и социальное неравенство с целью достижения общего доступа к качественному высшему образованию.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8 %. В свою очередь, если охват детей дошкольным образованием в 2011 году составил 18,2 %, то в 2020 году этот показатель вырос до 50,9 %.  Также, доля учителей с высшим педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях увеличилась с 94,2 % в 2011 году до 99,1 % в 2020 году. Кроме того, можно наблюдать рост доли учителей с педагогическим образованием в дошкольном образовании с 95 % в 2011 году до 98,3 % в 2020 году. При этом сохраняется высокий уровень грамотности и обеспечивается существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В свою очередь, прием в высшие учебные заведения значительно отстает от показателей стран с аналогичным уровнем развития. Что касается охвата высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше, несмотря на то, что этот показатель в 2011-2020 годах увеличился с 14,4 % до 16,5 %, Узбекистан также отстает от стран региона и мира и в настоящее время планирует поэтапно расширять охват. Следует отметить, что существует значительный разрыв в функциональных компетенциях учителей городских и сельских образовательных учреждений, и не разработана надлежащая система оценки качества образования.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельности.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью, улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с инвалидностью, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые им для оказания содействия устойчивому развитию.

Задача 4.а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4.b. К 2030 году принять меры по увеличению кредитов и грантов, в том числе международных кредитов и грантов, выделяемых на обучение в высших учебных заведениях.

Задача 4.с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе за счет международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

    2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 Индикатор 4.2.1. Доля детей в возрасте от трех до пяти лет, которые развиваются должным образом в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия в разрезе по полу: 6)                                            
  а) всего детей; - - - - - - - - - - - - - - - - - 27,7 37,7 52,3 60,9 67,2
  b) мальчики; - - - - - - - - - - - - - - - - - 50,5 50,6 50,2 50,3 50,7
  c) девочки. - - - - - - - - - - - - - - - - - 49,5 49,4 49,8 49,7 49,3
2 Индикатор 4.2.2. Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе по полу:                                            
  а) всего детей; 13,8 14,2 14,8 15,1 15,7 15,5 16,5 20,8 18,9 19,7 18 18,6 22,4 20,5 21,8 21,9 29,7 30,8 40,6 62,7 68,0 75,1
  b) мальчики; - - - - - - - 20,6 18,8 19,7 18,2 18,7 19,5 21,2 21,5 22,6 30,5 31,0 41,2 62,8 67,5 73,9
  c) девочки. - - - - - - - 20,9 18,9 19,7 17,8 18,4 22,6 19,8 20,1 21,6 28,8 30,6 39,8 62,6 68,5 76,4
3 Индикатор 4.4.1. Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий, в разбивке по видам навыков: 5)                                            
  Копирование или перемещение файла или папки; - - - - - - - - - - - - - - - - - 38,3 39,4 39,7 39,7 43,5
  Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; - - - - - - - - - - - - - - - - - 19,3 22,4 22,7 23,3 23,6
  Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например, документ, фотография, видео); - - - - - - - - - - - - - - - - - 13,8 14,1 14,2 15,2 15,6
  Использование основных арифметических формул в электронной таблице; - - - - - - - - - - - - - - - - - 10,0 10,5 11,1 14,0 14,4
  Подключение и установка новых устройств (например, модема, камеры, принтера); - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,8 5,4 5,5 4,8 6,8
  Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,5 4,6 4,6 5,1 5,4
  Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); - - - - - - - - - - - - - - - - - 5,7 6,7 6,8 7,2 7,4
  Передача файлов между компьютером и другими устройствами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,3 4,4 4,7 5,0 5,8
  Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,0 0,0 0,1 0,2 1,2
4 Индикатор 4.5.1. Индексы паритета (сельская и городская местности, уровень благосостояния) в системе образования:                                            
  a) всего; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,93 0,92 0,92 0,9
  b) город; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,91 0,94 0,93 0,93 0,9
  c) село; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,92 0,92 0,92 0,9
  1 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,92 0,92 1,07 1,0
  2 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,97 0,96 0,96 0,91 1,0
  3 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,90 0,88 0,89 0,90 0,9
  4 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,88 0,89 0,90 0,93 0,9
  5 квинтил. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,78 0,78 0,79 0,78 0,8
5 Индикатор 4.a.1. Доля школ обеспеченных:                                            
  a) электроэнергией; - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,0 99,2 99,9 99,7 99,8
  b) доступом к Интернету для учебных целей; 7) - - - - - - - - - - - - - - - - - 87,9 86,3 83,2 78,7 92,5
  c) компьютерами для учебных целей; - - - - - - - - - - - - - - - - - 87,3 97,0 96,1 97,5 97,7
  d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26,5 30,5 32,4 38,0
  e) базовыми источниками питьевой воды; - - - - - - - - - - - - - - - - - 34,4 79,6 81,2 83,0 86,5
  f) раздельными минимально оборудованными туалетами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,4 73,3 76,3 78,9 81,3
  g) базовыми средствами для мытья рук. - - - - - - - - - - - - - - - - - 59,0 84,2 86,7 89,5 90,9
6 Индикатор 4.c.1. Доля учителей, обладающих минимальной требуемой квалификацией, в разбивке по уровню образования:                                            
  1. Дошкольных учреждениях: 8) - - - - - - - - 95,3 95,2 94,7 95,0 98,5 96,3 95,9 97,0 98,0 98,4 95,6 95,8 98,3 98,8
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,9 98,6 99,0
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,5 95,9 96,3
  2. Общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование: - - - - - - - - - - 90,2 94,2 95,2 93,5 96,6 97,4 98,8 99,0 99,4 99,3 99,1 99,0
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,3 99,1 99,0
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,5 98,3 92,5

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

2) С 2008 по 2017 гг. доля педагогов со средним специальным образованием в общем числе педагогов со средним специальным образованием

12) 2017-2019 гг. доля школ обеспеченных доступом в "ZiyoNet"

Скачать (XLS, 90 КВ)