Мир выбился из графика выполнения задач в области образования еще до пандемии COVID-19. По оценкам, 84 млн детей и молодых людей по-прежнему не будут посещать школу, а примерно 300 млн учащихся так и не обретут базовых навыков счета и грамотности, необходимых для достижения успеха в жизни. Для достижения цели 4 необходимо переформатировать системы образования и сделать финансирование образования одним из приоритетных направлений национальной инвестиционной деятельности.
Показатель участия в организованном обучении за год до достижения официального возраста поступления в начальную школу остается на уровне около 75 процентов, что все еще далеко от выполнения задачи обеспечить к 2030 году всем девочкам и мальчикам доступ к качественному дошкольному обучению.
Примерно четверть начальных школ во всем мире не была обеспечена основными услугами, такими как электроснабжение, снабжение питьевой водой и базовые средства санитарии.
Более 14 процентов учителей во всем мире все еще не имеют квалификации, соответствующей национальным нормам, причем с 2015 года ситуация практически не улучшилась.
Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8 %. В свою очередь, если охват детей дошкольным образованием в 2011 году составил 18,2 %, то в 2020 году этот показатель вырос до 50,9 %. Также, доля учителей с высшим педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях увеличилась с 94,2 % в 2011 году до 99,1 % в 2020 году. Кроме того, можно наблюдать рост доли учителей с педагогическим образованием в дошкольном образовании с 95 % в 2011 году до 98,3 % в 2020 году. При этом сохраняется высокий уровень грамотности и обеспечивается существенный рост успеваемости в среднем образовании.
В свою очередь, прием в высшие учебные заведения значительно отстает от показателей стран с аналогичным уровнем развития. Что касается охвата высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше, несмотря на то, что этот показатель в 2011-2020 годах увеличился с 14,4 % до 16,5 %, Узбекистан также отстает от стран региона и мира и в настоящее время планирует поэтапно расширять охват. Следует отметить, что существует значительный разрыв в функциональных компетенциях учителей городских и сельских образовательных учреждений, и не разработана надлежащая система оценки качества образования.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.
Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.
Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.
Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельности.
Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью, улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с инвалидностью, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.
Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые им для оказания содействия устойчивому развитию.
Задача 4.а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.
Задача 4.b. К 2030 году принять меры по увеличению кредитов и грантов, в том числе международных кредитов и грантов, выделяемых на обучение в высших учебных заведениях.
Задача 4.с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе за счет международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
1 | Индикатор 4.2.1. Доля детей в возрасте от трех до пяти лет, которые развиваются должным образом в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия в разрезе по полу: 1) | |||||||||||||||||||||||||
а) всего детей; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 82.6 | - | - | |
b) девочки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 86.2 | - | - | |
c) мальчики. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 79.3 | - | - | |
2 | Индикатор 4.2.2. Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе по полу: | |||||||||||||||||||||||||
а) всего детей; | 13.8 | 14.2 | 14.8 | 15.1 | 15.7 | 15.5 | 16.5 | 20.8 | 18.9 | 19.7 | 18 | 18.6 | 22.4 | 20.5 | 21.8 | 21.9 | 29.7 | 30.8 | 40.6 | 62.7 | 68.0 | 75.1 | 84.2 | 78.6 | 95.4 | |
b) девочки; | - | - | - | - | - | - | - | 20.9 | 18.9 | 19.7 | 17.8 | 18.4 | 22.6 | 19.8 | 20.1 | 21.6 | 28.8 | 30.6 | 39.8 | 62.6 | 68.5 | 76.4 | 83.4 | 70.56 | - | |
c) мальчики. | - | - | - | - | - | - | - | 20.6 | 18.8 | 19.7 | 18.2 | 18.7 | 19.5 | 21.2 | 21.5 | 22.6 | 30.5 | 31.0 | 41.2 | 62.8 | 67.5 | 73.9 | 85.0 | 86.12 | - | |
3 | Индикатор 4.4.1. Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий, в разбивке по видам навыков: 2) | |||||||||||||||||||||||||
Копирование или перемещение файла или папки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 38.3 | 39.4 | 39.7 | 39.7 | 43.5 | 43.9 | 45.1 | 45.6 | |
Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 19.3 | 22.4 | 22.7 | 23.3 | 23.6 | 24.1 | 29.3 | 31.5 | |
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 13.8 | 14.1 | 14.2 | 15.2 | 15.6 | 15.9 | 16.2 | 16.5 | |
Использование основных арифметических формул в электронной таблице; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10.0 | 10.5 | 11.1 | 14.0 | 14.4 | 14.7 | 14.9 | 15.1 | |
Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4.8 | 5.4 | 5.5 | 4.8 | 6.8 | 7.2 | 7.5 | 8.0 | |
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4.5 | 4.6 | 4.6 | 5.1 | 5.4 | 5.8 | 6.3 | 6.9 | |
Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5.7 | 6.7 | 6.8 | 7.2 | 7.4 | 7.8 | 8.4 | 7.7 | |
Передача файлов между компьютером и другими устройствами; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 4.3 | 4.4 | 4.7 | 5.0 | 5.8 | 6.7 | 9.1 | 9.6 | |
Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.0 | 0.0 | 0.1 | 0.2 | 1.2 | 1.4 | 2.6 | 2.7 | |
в том числе доля молодежи в возрасте 15-24 лет: | ||||||||||||||||||||||||||
Копирование или перемещение файла или папки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 56.6 | 56.8 | 59.5 | 59.5 | 58.1 | 62.5 | 70.2 | 71.1 | |
Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 27.5 | 36.4 | 36.3 | 36.0 | 38.3 | 40.0 | 51.0 | 54.7 | |
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 19.6 | 19.2 | 21.1 | 22.0 | 19.4 | 18.6 | 23.2 | 25.6 | |
Использование основных арифметических формул в электронной таблице; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 16.2 | 19.7 | 18.6 | 20.5 | 20.5 | 26.0 | 25.4 | 27.5 | |
Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8.7 | 7.7 | 8.6 | 7.1 | 7.2 | 14.8 | 10.6 | 10.0 | |
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 7.2 | 6.7 | 7.1 | 6.9 | 6.4 | 9.9 | 8.4 | 8.2 | |
Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11.4 | 14.4 | 10.7 | 11.9 | 11.5 | 14.2 | 15.8 | 15.5 | |
Передача файлов между компьютером и другими устройствами; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6.6 | 8.8 | 7.4 | 7.9 | 8.9 | 11.4 | 15.7 | 15.4 | |
Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.0 | 0.0 | 0.3 | 0.3 | 1.7 | 2.6 | 4.4 | 3.7 | |
4 | Индикатор 4.5.1. Индексы паритета (сельская и городская местность, уровень благосостояния) в системе образования: | |||||||||||||||||||||||||
a) всего; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.92 | 0.93 | 0.92 | 0.92 | 0.92 | 0.93 | 0.94 | 0.92 | |
b) город; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.91 | 0.94 | 0.93 | 0.93 | 0.91 | 0.91 | 0.96 | 0.94 | |
c) село; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.92 | 0.92 | 0.92 | 0.92 | 0.93 | 0.95 | 0.93 | 0.91 | |
1 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.92 | 0.92 | 0.92 | 1.07 | 1.03 | 1.03 | 1.05 | 1.04 | |
2 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.97 | 0.96 | 0.96 | 0.91 | 0.96 | 0.97 | 0.96 | 0.95 | |
3 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.90 | 0.88 | 0.89 | 0.90 | 0.90 | 0.89 | 0.99 | 0.88 | |
4 квинтил; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.88 | 0.89 | 0.90 | 0.93 | 0.87 | 0.88 | 0.87 | 0.91 | |
5 квинтил. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.78 | 0.78 | 0.79 | 0.78 | 0.84 | 0.86 | 0.85 | 0.82 | |
5 | Индикатор 4.a.1. Доля школ, обеспеченных: | |||||||||||||||||||||||||
a) электроэнергией; | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | 100.0 | |
b) доступом к Интернету для учебных целей; 3) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 87.9 | 86.3 | 83.2 | 78.7 | 92.5 | 94.9 | 97.3 | 99.9 | |
c) компьютерами для учебных целей; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 87.3 | 97.0 | 96.1 | 97.5 | 97.7 | 97.7 | 98.1 | 99.9 | |
d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 26.5 | 30.5 | 32.4 | 38.0 | 49.8 | 55.5 | 99.9 | |
e) базовыми источниками питьевой воды; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 34.4 | 79.6 | 81.2 | 83.0 | 86.5 | 88.1 | 94.4 | 99.9 | |
f) раздельными минимально оборудованными туалетами; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 15.4 | 73.3 | 76.3 | 78.9 | 81.3 | 86.6 | 99.1 | 98.3 | |
g) базовыми средствами для мытья рук. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 59.0 | 84.2 | 86.7 | 89.5 | 90.9 | 91.1 | 96.9 | 99.9 | |
6 | Индикатор 4.c.1. Доля учителей, обладающих минимально требуемой квалификацией в разбивке по уровню образования: | |||||||||||||||||||||||||
1. Дошкольных учреждениях: 4) | - | - | - | - | - | - | - | - | 95.3 | 95.2 | 94.7 | 95.0 | 98.5 | 96.3 | 95.9 | 97.0 | 98.0 | 98.4 | 95.6 | 95.8 | 98.3 | 98.8 | 96.1 | 97.2 | 97.9 | |
a) в государственных учреждениях; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 95.9 | 98.6 | 99.0 | 97.2 | 97.9 | 99.0 | |
b) в негосударственных учреждениях. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 95.5 | 95.9 | 96.3 | 87.4 | 89.9 | 95.6 | |
2. Общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 90.2 | 94.2 | 95.2 | 93.5 | 96.6 | 97.4 | 98.8 | 99.0 | 99.4 | 99.3 | 99.1 | 99.0 | 99.0 | 98.9 | 98.8 | |
a) в государственных учреждениях; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 99.3 | 99.1 | 99.0 | 99.0 | 98.9 | 98.9 | |
b) в негосударственных учреждениях. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 99.5 | 98.3 | 92.5 | 94.3 | 99.1 | 94.0 |
6) Результаты обследования MICS
9) По отдельным годам данные были пересчитаны
10) 2017-2019 гг. доля школ обеспеченных доступом в "ZiyoNet"
11) 2008-2017 гг. доля педагогов со средним специальным образованием в общем числе педагогов со средним специальным образованием