За последние десятилетия во всем мире были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Несмотря на это, около 100 млн. детей школьного возраста на планете не посещают школу, причем 3/5 из них — девочки. На долю только одной Индии приходится 40 млн. детей, не посещающих начальную школу, что составляет более 1/3 всех детей на планете, неохваченных начальным школьным образованием. Более половины детей, не посещающих школу, живет в африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 617 миллионов молодежи во всем мире не имеет достаточных навыков по математике и чтению. По-прежнему сохраняются значительные диспропорции в доступе к образованию между детьми из бедных и богатых домохозяйств, а также между сельским и городским населением.

Данная цель направлена на обеспечение всеохватывающего и качественного образования и создание условий для обучения на протяжении всей жизни. Реализация этой цели предполагает, что все дети получат бесплатное начальное и среднее образование к 2030 году. ЦУР 4 также направлена на обеспечение равного доступа к получению профессионального обучения, устранив такие проблемы, как гендерное и социальное неравенство с целью достижения общего доступа к качественному высшему образованию.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8 %. В свою очередь, если охват детей дошкольным образованием в 2011 году составил 18,2 %, то в 2020 году этот показатель вырос до 50,9 %.  Также, доля учителей с высшим педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях увеличилась с 94,2 % в 2011 году до 99,1 % в 2020 году. Кроме того, можно наблюдать рост доли учителей с педагогическим образованием в дошкольном образовании с 95 % в 2011 году до 98,3 % в 2020 году. При этом сохраняется высокий уровень грамотности и обеспечивается существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В свою очередь, прием в высшие учебные заведения значительно отстает от показателей стран с аналогичным уровнем развития. Что касается охвата высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше, несмотря на то, что этот показатель в 2011-2020 годах увеличился с 14,4 % до 16,5 %, Узбекистан также отстает от стран региона и мира и в настоящее время планирует поэтапно расширять охват. Следует отметить, что существует значительный разрыв в функциональных компетенциях учителей городских и сельских образовательных учреждений, и не разработана надлежащая система оценки качества образования.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельности.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью, улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с ограниченными возможностями, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию.

Задача 4.а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4.b. К 2020 году значительно увеличить охват высшим образованием, количество кредитов и грантов, в том числе международных, для обучения в вузах.

Задача 4.с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
1 Индикатор 4.2.1. Доля детей в возрасте от трех до пяти лет, которые развиваются должным образом в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия в разрезе по полу. 6)                                            
  a) всего - - - - - - - - - - - - - - - - - 27,7 37,7 52,3 60,9 67,2
  b) мальчики - - - - - - - - - - - - - - - - - 50,5 50,6 50,2 50,3 50,7
  c) девушки - - - - - - - - - - - - - - - - - 49,5 49,4 49,8 49,7 49,3
2 Индикатор 4.2.2. Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе по полу.                                            
  a) всего 13,8 14,2 14,8 15,1 15,7 15,5 16,5 20,8 18,9 19,7 18 18,6 22,4 20,5 21,8 21,9 29,7 30,8 40,6 62,7 68,0 75,1
  b) мальчики - - - - - - - 20,6 18,8 19,7 18,2 18,7 19,5 21,2 21,5 22,6 30,5 31,0 41,2 62,8 67,5 73,9
  c) девушки - - - - - - - 20,9 18,9 19,7 17,8 18,4 22,6 19,8 20,1 21,6 28,8 30,6 39,8 62,6 68,5 76,4
3 Индикатор 4.4.1. Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в разрезе по типу навыков. 5)                                            
  Копирование или перемещение файла или папки - - - - - - - - - - - - - - - - - 38,3 39,4 39,7 39,7 43,5
  Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе - - - - - - - - - - - - - - - - - 19,3 22,4 22,7 23,3 23,6
  Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например, документ, фотография, видео) - - - - - - - - - - - - - - - - - 13,8 14,1 14,2 15,2 15,6
  Использование основных арифметических формул в электронной таблице - - - - - - - - - - - - - - - - - 10,0 10,5 11,1 14,0 14,4
  Подключение и установка новых устройств (например, модема, камеры, принтера) - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,8 5,4 5,5 4,8 6,8
  Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,5 4,6 4,6 5,1 5,4
  Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы) - - - - - - - - - - - - - - - - - 5,7 6,7 6,8 7,2 7,4
  Передача файлов между компьютером и другими устройствами - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,3 4,4 4,7 5,0 5,8
  Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,0 0,0 0,1 0,2 1,2
4 Индикатор 4.5.1. Индексы паритета ( сельская и городская местности, уровень благосостояния) в системе образования.                                            
  a) всего - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,93 0,92 0,92 0,9
  b) город - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,91 0,94 0,93 0,93 0,9
  c) село - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,92 0,92 0,92 0,9
  1 квинтил  - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,92 0,92 1,07 1,0
  2 квинтил  - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,97 0,96 0,96 0,91 1,0
  3 квинтил  - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,90 0,88 0,89 0,90 0,9
  4 квинтил  - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,88 0,89 0,90 0,93 0,9
  5 квинтил  - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,78 0,78 0,79 0,78 0,8
5 Индикатор 4.a.1. Доля школ обеспеченных:                                            
  a) электроэнергией; - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,0 99,2 99,9 99,7 99,8
  b) доступом к Интернету для учебных целей; 7) - - - - - - - - - - - - - - - - - 87,9 86,3 83,2 78,7 92,5
  c) компьютерами для учебных целей; - - - - - - - - - - - - - - - - - 87,3 97,0 96,1 97,5 97,7
  d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26,5 30,5 32,4 38,0
  e) базовыми источниками питьевой воды; - - - - - - - - - - - - - - - - - 34,4 79,6 81,2 83,0 86,5
  f) раздельными минимально оборудованными туалетами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,4 73,3 76,3 78,9 81,3
  g) базовыми средствами для мытья рук. - - - - - - - - - - - - - - - - - 59,0 84,2 86,7 89,5 90,9
6 Индикатор 4.c.1. Доля учителей, обладающих минимальной требуемой квалификацией, в разбивке по уровню образования.                                            
  1. Дошкольных учреждениях 8) - - - - - - - - 95,3 95,2 94,7 95,0 98,5 96,3 95,9 97,0 98,0 98,4 95,6 95,8 98,3 98,8
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,9 98,6 99,0
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,5 95,9 96,3
  2. Общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование - - - - - - - - - - 90,2 94,2 95,2 93,5 96,6 97,4 98,8 99,0 99,4 99,3 99,1 99,0
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,3 99,1 99,0
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,5 98,3 92,5

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

2) С 2008 по 2017 гг. доля педагогов со средним специальным образованием в общем числе педагогов со средним специальным образованием

12) 2017-2019 гг. доля школ обеспеченных доступом в "ZiyoNet"

Скачать (XLS, 90 КВ)