Устойчивому развитию по-прежнему угрожают конфликты, отсутствие безопасности, слабость институтов и ограниченность доступа к правосудию. В 2019 году число людей, спасавшихся бегством от войн, преследований и конфликтов, превысило 79,5 млн человек, что является самым высоким показателем, зарегистрированным с начала систематического сбора этих статистических данных. Каждый четвертый ребенок по-прежнему не имеет удостоверения личности из-за отсутствия регистратции рождения, что часто ограничивает его возможности по осуществлению прав в других областях.

Непрозрачные, обременительные и неэффективные правила и процедуры позволяют коррумпированным должностным лицам вымогать взятки или взимать неофициальные платежи. Итак, в 2020 году согласно индексу восприятия коррупции Transparency International (индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции)) из 180 стран мира Новая Зеландия и Дания заняли первое место с индексом 88, а Южный Судан и Сомали заняли 179 место с индексом 12.

Дети становятся жертвами различных форм насилия: физических наказаний и психологической агрессии, торговли людми и сексуального насилия. Широко распространены насильственные методы воспитания, несмотря на их пагубное и зачастую долгосрочное воздействие. В 69 странах, по которым имеются данные за 2012–2019 годы (в основном это страны с низким и средним уровнем дохода), почти 8 из 10 детей в возрасте от 1 до 14 лет подвергались дома в последний месяц психологической агрессии и/или физическому наказанию в той или иной форме.

Еще одной глобальной проблемой является торговля детьми, которая в основном связана с сексуальной эксплуатацией, но также и с принудителным трудом. В 2016 году почти треть выявленных жертв торговли людьми во всем мире составляли дети (23 % – девочки и 7 % – мальчики.

С обретением независимости, руководство страны объявило курс на создание демократического правового государства, в котором права и интересы человека являются высшими ценностями. Поэтапно осуществлялись реформы в сфере государственного управления, обеспечения открытости и подотчетности органов государственной власти, укрепления судебной независимости, развития гражданского общества.

Вопросы борьбы с коррупцией остаются серьезной проблемой в Узбекистане, что также отмечено в Индексе восприятия коррупции Transparency International (по оценкам 2020 года 146-е место из 180 стран). Кроме того, в Индексе ООН по развитию электронного правительства, Узбекистан в 2020 году занял 87-место среди 193 стран.

В 2016-2017 годах Узбекистан инициировал полномасштабную реформу в системе государственного управления. Одним из ключевых элементов совершенствования системы госуправления является создание эффективных, самостоятельных и компетентных институтов, эффективно взаимодействующих между собой, системы профессиональной государственной службы, комплексных программ и инициатив по противодействию коррупции, а также активное гражданское общество.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 16.1. Сократить распространенность всех форм насилия и уменьшить показатели смертности от этого явления.

Задача 16.2. Искоренить все формы насилия в отношении детей и женщин.

Задача 16.3. Содействовать верховенству закона и обеспечить всем равный доступ к правосудию.

Задача 16.4. К 2030 году значительно уменьшить незаконные финансовые потоки и потоки оружия, активизировать деятельность по обнаружению и возвращению похищенных активов и вести борьбу со всеми формами организованной преступности.

Задача 16.5. Значительно сократить масштабы коррупции и экстремизма во всех их формах проявления.

Задача 16.6. Повышать эффективность, подотчетность и прозрачность государственных органов на всех уровнях управления.

Задача 16.7. Расширять участие граждан, субъектов предпринимательства и институтов гражданского общества в процессе подготовки и принятии решений на всех уровнях управления.

Задача 16.10. Повысить информационную открытость органов государственной власти и управления для реализации прав граждан на информацию и обеспечить защиту основных свобод граждан.

Задача 16.а. Укрепить соответствующие национальные учреждения путем расширения их сотрудничества на национальном и международном уровне в деле предотвращения насилия, борьбы с терроризмом, экстремизмом и иными видами преступлений.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Индикатор 16.1.4.1.  Рейтинг Республики Узбекистан в индексе Order and Security "World Justice Project", индекс (место страны/количество участвующих стран). - - - - - - - - - - - - 0,89 (8/97) 0,89 (8/97) 0,90 (5/99) 0,91 (5/102) 0,91 (5/113) 0,92 (7/113) 0,92 (7/113) 0,91 (9/126) 0,90 (11/128)
2 Индикатор 16.5.1.1. Рейтинг Узбекистана по индексу восприятия коррупции Transparency International. - - - - - - - - - - 172 171 170 168 166 153 156 157 158 153 146
3 Индикатор 16.6.1. Первичные расходы правительства в процентном отношении к первоначальному утвержденному бюджету в разбивке по секторам (по кодам бюджетной классификации или аналогичным категориям). 10) - - - - - 98,7 101,7 109,2 110,0 98,6 97,5 98,4 96,8 98,2 99,5 95,5 95,8 105,1 128,3 111,5 109,5
4 Индикатор 16.7.1.1. Доля отдельных категорий граждан (женщин, лиц старше трудоспособного возраста, молодежи) в государственных учреждениях.                                          
  a) женщины - - - - - - - - 60,0 60,4 60,2 60,0 60,3 60,1 60,8 61,0 60,6 59,8 59,5 60,2 60,8
  b) лиц старше трудоспособного возраста - - - - - - - - 2,3 2,4 2,6 2,3 2,2 2,2 2,1 2,3 2,3 2,3 2,5 2,9 3,0
  c) молодежи (до 30 лет) - - - - - - - - 33,1 32,1 31,6 31,7 31,7 30,9 30,6 30,0 29,2 29,1 29,0 27,9 27,1
5 Индикатор 16.10.2. Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантии доступа граждан к информации. Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть
6 Индикатор 16.а.1. Наличие национальных институтов по правам человека, аккредитованных в установленном порядке в международных механизмах в соответствии с Парижскими принципами. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Есть

10) Данные были пересчитаны в связи с переоценкой ВВП на 2010-2020 гг.

Скачать (XLS, 90 КВ)