Продолжающиеся и новые конфликты с применением насилия, бушующие во всем мире, подрывают усилия мирового сообщества по установлению мира и достижению цели 16. Четверть человечества живет в районах, затронутых конфликтами, и к середине 2022 года более 100 млн человек во всем мире стали вынужденными переселенцами, что более чем в два раза превышает показатель десятилетней давности. Граждане также сталкиваются с проблемами в получении доступа к правосудию, основным услугам и правовым гарантиям. Более того, проявления структурной несправедливости и неравенства и возникающие проблемы в области прав человека делают построение миролюбивого и открытого общества все более недосягаемой целью. Для достижения цели 16 к 2030 году необходимо принять меры по восстановлению доверия и укреплению способности учреждений гарантировать правосудие для всех и содействовать осуществлению преобразований для стимулирования устойчивого развития.
В 2021 году в мире жертвами убийств стали около 458 тыс. человек — самое большое число жертв за последние 20 лет. Заметный всплеск числа убийств в 2021 году можно отчасти объяснить экономическими последствиями ограничений, введенных в связи с COVID-19, а также эскалацией в ряде стран бандитизма и социально-политического насилия. Уровень убийств составил 5,8 на 100 тыс. человек, что несколько ниже, чем в 2015 году (5,9 на 100 тыс.).
В 2021 году численность заключенных в мире составила 11,2 млн человек. Около 3,4 млн всех заключенных — это лица, задерживаемые до вынесения приговора, и их доля среди всех заключенных в период с 2015 по 2021 год оставалась на уровне около 30 процентов.
С обретением независимости, руководство страны объявило курс на создание демократического правового государства, в котором права и интересы человека являются высшими ценностями. Поэтапно осуществлялись реформы в сфере государственного управления, обеспечения открытости и подотчетности органов государственной власти, укрепления судебной независимости, развития гражданского общества.
Вопросы борьбы с коррупцией остаются серьезной проблемой в Узбекистане, что также отмечено в Индексе восприятия коррупции Transparency International (по оценкам 2020 года 146-е место из 180 стран). Кроме того, в Индексе ООН по развитию электронного правительства, Узбекистан в 2020 году занял 87-место среди 193 стран.
В 2016-2017 годах Узбекистан инициировал полномасштабную реформу в системе государственного управления. Одним из ключевых элементов совершенствования системы госуправления является создание эффективных, самостоятельных и компетентных институтов, эффективно взаимодействующих между собой, системы профессиональной государственной службы, комплексных программ и инициатив по противодействию коррупции, а также активное гражданское общество.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 16.1. Сократить распространенность всех форм насилия и уменьшить показатели смертности от этого явления.
Задача 16.2. Искоренить все формы насилия в отношении детей и женщин.
Задача 16.3. Содействовать верховенству закона и обеспечить всем равный доступ к правосудию.
Задача 16.4. К 2030 году значительно уменьшить незаконные финансовые потоки и потоки оружия, активизировать деятельность по обнаружению и возвращению похищенных активов и вести борьбу со всеми формами организованной преступности.
Задача 16.5. Значительно сократить масштабы коррупции и экстремизма во всех их формах проявления.
Задача 16.6. Повышать эффективность, подотчетность и прозрачность государственных органов на всех уровнях управления.
Задача 16.7. Расширять участие граждан, субъектов предпринимательства и институтов гражданского общества в процессе подготовки и принятии решений на всех уровнях управления.
Задача 16.9. К 2030 году обеспечить наличие у всех людей законных удостоверений личности, включая свидетельства о рождении.
Задача 16.10. Повысить информационную открытость органов государственной власти и управления для реализации прав граждан на информацию и обеспечить защиту основных свобод граждан.
Задача 16.а. Укрепить соответствующие национальные учреждения путем расширения их сотрудничества на национальном и международном уровне в деле предотвращения насилия, борьбы с терроризмом, экстремизмом и иными видами преступлений.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№ | Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
1 | Индикатор 16.1.4. Доля людей, чувствующих себя в безопасности, когда они идут одни по улице в своем районе после захода солнца. 7) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 90,0 | - |
2 | Индикатор 16.2.1. Доля детей в возрасте от 1-17 лет, в последний месяц подвергшихся любому физическому наказанию и/или психологической агрессии со стороны тех, кто обеспечивает уход за ними. 8) | ||||||||||||||||||||||||
а) всего детей; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 62,2 | - | |
b) девочки; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 60,4 | - | |
c) мальчики. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 63,9 | - | |
3 | Индикатор 16.6.1. Первичные расходы правительства в процентном отношении к первоначальному утвержденному бюджету в разбивке по секторам (по кодам бюджетной классификации или аналогичным категориям). 4) | - | - | - | - | - | 98,7 | 101,7 | 109,2 | 110,0 | 98,6 | 97,5 | 98,4 | 96,8 | 98,2 | 99,5 | 95,5 | 95,8 | 105,1 | 128,3 | 111,5 | 109,5 | 99,2 | 110,6 | 109,6 |
4 | Индикатор 16.7.1.1. Доля отдельных категорий граждан (женщин, лиц старше трудоспособного возраста, молодежи) в государственных учреждениях: | ||||||||||||||||||||||||
a) женщины; | - | - | - | - | - | - | - | - | 60,0 | 60,4 | 60,2 | 60,0 | 60,3 | 60,1 | 60,8 | 61,0 | 60,6 | 59,8 | 59,5 | 60,2 | 60,8 | 60,6 | 61,4 | 61,1 | |
b) лиц старше трудоспособного возраста; | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,3 | 2,4 | 2,6 | 2,3 | 2,2 | 2,2 | 2,1 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,5 | 2,9 | 3,0 | 2,9 | 3,4 | 3,4 | |
c) молодежи (до 30 лет). | - | - | - | - | - | - | - | - | 33,1 | 32,1 | 31,6 | 31,7 | 31,7 | 30,9 | 30,6 | 30,0 | 29,2 | 29,1 | 29,0 | 27,9 | 27,1 | 24,5 | 22,3 | 21,5 | |
5 | Индикатор 16.9.1. Доля детей в возрасте до пяти лет, рождение которых было зарегистрировано в гражданских органах, в разбивке по возрасту. 6) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 100,0 | - |
6 | Индикатор 16.10.2. Перечень нормативно-правовых актов, обеспечивающих гарантии доступа граждан к информации. | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть | Есть |
7 | Индикатор 16.а.1. Наличие национальных институтов по правам человека, аккредитованных в установленном порядке в международных механизмах в соответствии с Парижскими принципами. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | Есть | Есть | Есть | Есть |
4) Данные были пересчитаны в связи с переоценкой ВВП на 2010-2020 гг.
6) Результаты обследования MICS
7) По результатам обследования MICS учитываются женщины в возрасте 15-49 лет
8) По результатам обследования MICS учитываются дети в возрасте 1-14 лет