Несмотря на все усилия, мир серьезно отстает от графика сокращения в два раза к 2030 году количества пищевых отходов и потерь продовольствия в пересчете на душу населения. Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на модели потребления и производства, нарушив глобальные цепочки поставок и изменив поведение потребителей. Ответственные потребление и производство должны стать неотъемлемой частью восстановления после пандемии. Однако мировой экономике также необходимо ускорить процесс снижения зависимости экономического роста от использования ресурсов путем доведения до максимума социально экономических выгод от использования ресурсов при минимизации соответствующих негативных последствий. Для достижения цели 12 крайне важно проводить политику, способствующую переходу к рациональным методам производства и снижающую зависимость экономического роста от использования ресурсов.

В 2021 году во всем мире потери продовольствия после сбора урожая на фермах и в ходе транспортировки, хранения, оптовой торговли и переработки, которые обычно объясняются структурными недостатками в странах, составили, по оценкам, 13,2 процента, т. е. не изменились по сравнению с 2016 годом и далеки от цели.

Глобальные данные показали увеличение в 2021 году субсидий на ископаемое топливо после непродолжительного сокращения в 2020 году, которое было вызвано в основном падением цен на энергоносители. В 2021 году правительства потратили на субсидирование потребления угля, нефти и газа около 732 млрд долл.

Global data showed a rise in fossil fuel subsidies in 2021, after a brief fall in 2020 that was largely caused by a drop in energy prices. In 2021, Governments spent an estimated $732 billion on subsidies to coal, oil and gas, against $375 billion in 2020.

Из года в год в расчете на душу населения, можно наблюдать тенденцию роста доходов, заработной платы и пенсий. С другой стороны, увеличение спроса на различную продукцию, на производство которой нужны и без того ограниченные природные ресурсы. Это также приводит к увеличению отходов.

Ежегодно в Узбекистане образуется 35 миллионов кубометров бытового мусора. Это примерно 254 тысячи вагонов. Каждый гражданин Узбекистана производит около 165 кг бытового мусора каждый год. В среднестатистическом мусорном баке около 25 % занимают пищевые отходы, 5-10 % – бумага, 50 % – полимеры, остальное приходится на металл, текстиль, резину, стекло и другое.

В 2017-2020 годах образование токсичных отходов производства 1-3 классов опасности на душу населения увеличился с 0,7 % до 10,6 %. В свою очередь, уровень переработки твердых бытовых отходов за эти же годы вырос с 9 % до 21,9 %.

Системы управления твердыми отходами страны плохо оснащены для удовлетворения текущего спроса. За пределами Ташкента действуют только рудиментарные системы управления отходами, собранный мусор просто выбрасывается в открытые свалки за пределами населенного пункта.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 12.1. Реализовать десятилетнюю стратегию действий по переходу к использованию рациональных моделей потребления и производства.

Задача 12.4. К 2030 году добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов на протяжении всего их жизненного цикла в соответствии с согласованными международными принципами и к 2030 году сократить в 2 раза их попадание в воздух, воду и почву, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Задача 12.5. К 2030 году уменьшить в 2 раза объем отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, сокращению, переработке и повторному использованию.

Задача 12.6. Рекомендовать предприятиям, особенно крупным, применять устойчивые методы производства и отражать информацию о рациональном использовании ресурсов в своих отчетах.

Задача 12.7. Расширять применение экологических стандартов при осуществлении государственных закупок.

Задача 12.8. К 2030 году обеспечить население соответствующей информацией и сведениями об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой.

Задача 12.b. Разрабатывать и внедрять инструменты мониторинга влияния, оказываемого на устойчивое развитие туризмом, который способствует созданию рабочих мест, развитию местной культуры и производству продукции.

Задача 12.c. Рационализировать отличающееся неэффективностью субсидирование использования ископаемого топлива, ведущее к его расточительному потреблению, посредством устранения рыночных диспропорций с учетом национальных условий, в том числе путем реформирования налогообложения и постепенного отказа от субсидий там, где они существуют, для учета их экологических последствий, в полной мере принимая во внимание особые потребности и условия страны и сводя к минимуму возможные негативные последствия для их развития таким образом, чтобы защитить интересы нуждающихся и социально уязвимых слоев населения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
1 Индикатор 12.4.1. Наличие международных многосторонних экологических соглашений по опасным и иным химическим веществам и отходам, в соответствии с которыми выполняются обязательства и обязанности по передаче информации согласно требованиям каждого соглашения. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 44,4 44,4 44,4 46,70 46,7
2 Индикатор 12.4.2.1. Образование токсичных отходов производства 1-3 классов опасности на душу населения. - - - - - - - - - - - - - - 0,8 0,7 0,7 0,7 13,7 13,1 10,6 8,5 0,8 0,9
3 Индикатор 12.4.2.2. Доля обезвреженных отходов производства 1-3 классов опасности в общем объеме образовавшихся отходов производства 1-3 классов опасности. - - - - - - - - - - - - - - 11,2 8,1 11,6 9,8 0,12 0,2 0,2 0,29 7,6 2,7
4 Индикатор 12.5.1. Национальный  уровень переработки отходов, вес переработанных материалов в тоннах. - - - - - - - - - - - - - - - - -     631 360    1 370 100    1 399 934    1 025 926    1 698 161    2 200 000    2 619 000  
5 Индикатор 12.b.1.1. Доля туристических услуг в экспорте (в процентах). 9) 1,0 0,7 0,7 0,7 0,6 0,4 0,4 0,6 0,5 0,8 2,1 2,3 4,2 7,8 7,8 9,5 10,4 4,4 7,4 7,5 1,7 2,5 8,3 8,6

9) По отдельным годам данные были пересчитаны

Скачать (XLS, 90 КВ)