Всеобщее признание получил тот факт, что развитие образования, рост производительности, улучшение системы здравоохранения, рост доходов невозможны без развития инфраструктуры.
Другим важным фактором экономического роста является технологический прогресс и инновации, которые играют важную роль в поиске долгосрочных решений проблем, как экономического, социального, так и экологического характера, таких, например, как создание новых рабочих мест или повышение энергоэффективности производства. Сегодня, инвестирование в научные исследования и инновации становится приоритетом для правительств многих стран мира.
По оценкам экспертов, приблизительно 1–1,15 млрд. человек на сегодняшний день не имеют доступа к надёжным услугам телефонной связи, более 4 миллиардов человек, по-прежнему, не имеют доступа к Интернету, из них 90 процентов - живет в развивающихся странах. Преодоление этого цифрового разрыва имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к информации и знаниям, а также для стимулирования инноваций и предпринимательства.
Одним из главных приоритетов рыночных реформ Узбекистана является создание современной и надежной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры в стране необходимо не только для обеспечения качественного внутреннего сообщения, но для успешной интеграции в международные транспортные пути. На сегодня, Узбекистан имеет разветвленную сеть железных дорог длиной в 6,2 тыс. км, из которых 4,7 тыс. км. являются дорогами общего пользования. Плотность железных дорог составляет 13,8 км. на 1000 км2, что сопоставимо с показателями Турции (13,4 км.) и Норвегии (12,0 км.). Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 43,8 тыс. км., что составляет 98,7 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования..
Узбекистан также располагает относительно развитой обрабатывающей промышленностью, в 2011-2020 гг. доля которой в структуре ВВП выросла с 17,4 % до 27,4 %, тогда как занятость в этом секторе по итогам 2020 года достигает 11,9 %.
В сфере инновационного развития наблюдалась тенденция постепенного ослабления инновационной деятельности, о чем свидетельствует позиция Узбекистана в рейтинге на основе Глобального инновационного индекса по итогам 2021 года (86 место среди 132 стран мира). Так, например, за последние 5 лет количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей упало с 495 в 2016 году до 411 в 2020 году. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП упала с 0,18 % до 0,14 % в период 2016-2020 гг.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 9.1. Развивать качественную, надежную, устойчивую и жизнестойкую инфраструктуру, включая территориальную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, для обеспечения справедливого и равного доступа для всех.
Задача 9.2. Содействие всеохватному и устойчивому развитию промышленности с ростом к 2030 году ее доли до 40 процентов в ВВП за счет опережающего развития обрабатывающих отраслей, создания новых и модернизации существующих предприятий с широким применением ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Задача 9.3. Расширить доступ малых промышленных предприятий и микрофирм к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственные цепочки создания добавленной стоимости и рынки сбыта.
Задача 9.4. К 2030 году модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов, с участием всех заинтересованных стран в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Задача 9.5. Активизировать научные исследования, направленные на наращивание технологического потенциала отраслей экономики, в том числе путем создания благоприятных условий для инновационной деятельности и увеличения в 2 раза числа работников в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Задача 9.b. Поддерживать разработки, исследования и инновации в сфере отечественных технологий, в том числе путем создания политического климата, благоприятствующего, в частности, диверсификации промышленности и увеличению в 2 раза добавленной стоимости в сырьевых отраслях.
Задача 9.с. Существенно расширить доступ к информационно-коммуникационным технологиям и стремиться к обеспечению всеобщего и недорогого доступа к сети Интернет.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
1 | Индикатор 9.1.2. Объем пассажирских и грузовых перевозок в разбивке по видам транспорта: | |||||||||||||||||||||||||
1. Пассажирооборот, млрд пасс-км: 1) | ||||||||||||||||||||||||||
a) всего; | 30.9 | 31.8 | 33.2 | 36.3 | 40.0 | 46.2 | 49.8 | 56.9 | 64.8 | 70.3 | 83.8 | 92.4 | 100.2 | 106.9 | 113.2 | 120.1 | 126.0 | 130.0 | 135.3 | 140.1 | 118.3 | 137.0 | 146.5 | 153.5 | 162.6 | |
b) автомобильного транспорта; | 23.3 | 24.3 | 25.8 | 29.0 | 32.5 | 38.6 | 42.2 | 48.4 | 55.9 | 62.1 | 74.5 | 82.5 | 89.3 | 95.5 | 101.9 | 109.1 | 114.9 | 117.7 | 121.6 | 124.1 | 113.2 | 127.9 | 131.0 | 134.5 | 140.0 | |
c) железнодорожного транспорта; | 2.2 | 2.2 | 2.0 | 2.1 | 2.0 | 2.1 | 2.1 | 2.3 | 2.5 | 2.6 | 2.9 | 3.0 | 3.4 | 3.7 | 3.8 | 3.8 | 4.0 | 4.3 | 4.3 | 4.4 | 1.8 | 3.1 | 3.6 | 3.9 | 4.1 | |
d) воздушного транспорта; | 3.9 | 3.7 | 3.9 | 4.0 | 4.5 | 4.6 | 4.7 | 5.4 | 5.6 | 4.9 | 5.8 | 6.2 | 7.0 | 7.2 | 7.0 | 6.8 | 6.7 | 7.5 | 8.8 | 11.0 | 3.0 | 5.3 | 10.9 | 13.8 | 16.5 | |
e) городского электрического; | 1.5 | 1.6 | 1.5 | 1.2 | 1.0 | 0.9 | 0.8 | 0.8 | 0.8 | 0.6 | 0.6 | 0.6 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.4 | 0.4 | 0.5 | 0.6 | 0.6 | 0.3 | 0.8 | 1.0 | 1.3 | 2.0 | |
Республика Каракалпакстан | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3.4 | 3.6 | 3.6 | 3.7 | 3.8 | 3.6 | 4.0 | 4.2 | 4.4 | 4.6 | |
области: | ||||||||||||||||||||||||||
Андижанская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 10.7 | 11.3 | 11.6 | 12.1 | 12.4 | 11.4 | 12.5 | 12.7 | 12.9 | 13.7 | |
Бухарская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8.9 | 9.4 | 9.6 | 10.1 | 10.2 | 9.7 | 9.8 | 10.0 | 10.1 | 10.3 | |
Джизакская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2.2 | 2.2 | 2.3 | 2.3 | 2.5 | 2.4 | 2.7 | 2.6 | 2.6 | 2.7 | |
Кашкадарьинская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 8.1 | 8.4 | 8.7 | 9.0 | 9.2 | 8.7 | 9.7 | 10.3 | 10.5 | 11.0 | |
Навоийская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3.7 | 3.8 | 3.9 | 4.0 | 4.5 | 3.9 | 4.1 | 4.3 | 4.3 | 4.4 | |
Наманганская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 7.5 | 8.0 | 8.4 | 8.6 | 8.8 | 7.9 | 9.2 | 8.9 | 9.4 | 9.9 | |
Самаркандская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 13.1 | 13.9 | 13.9 | 14.5 | 14.9 | 13.3 | 14.0 | 14.0 | 14.8 | 16.2 | |
Сурхандарьинская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5.1 | 5.4 | 5.7 | 5.9 | 5.7 | 5.1 | 6.1 | 6.4 | 6.7 | 7.0 | |
Сырдарьинская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2.0 | 2.2 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.2 | 2.6 | 2.6 | 2.7 | 2.8 | |
Ташкентская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 15.4 | 16.2 | 16.7 | 17.0 | 17.4 | 15.4 | 18.4 | 19.0 | 19.2 | 20.1 | |
Ферганская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 12.5 | 13.3 | 13.6 | 13.9 | 14.0 | 12.9 | 15.4 | 15.5 | 16.0 | 16.1 | |
Хорезмская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6.5 | 7.0 | 7.1 | 7.3 | 7.6 | 7.0 | 8.1 | 8.4 | 8.7 | 9.0 | |
г.Ташкент | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9.9 | 10.3 | 10.3 | 10.7 | 10.8 | 9.7 | 11.4 | 11.9 | 12.2 | 12.2 | |
2. Грузооборот, млрд тн-км: 1) | ||||||||||||||||||||||||||
a) всего; | 54.6 | 55.6 | 59.9 | 63.1 | 64.7 | 68.9 | 73.4 | 78.8 | 83.8 | 77.8 | 60.4 | 62.6 | 66.4 | 65.8 | 66.2 | 65.8 | 65.3 | 66.9 | 71.3 | 72.6 | 66.9 | 74.8 | 75.5 | 77.6 | 80.9 | |
b) автомобильного транспорта; | 8.9 | 8.7 | 9.0 | 9.7 | 11.0 | 13.8 | 16.1 | 18.2 | 21.0 | 23.2 | 9.1 | 9.9 | 10.5 | 11.2 | 11.9 | 12.8 | 13.3 | 13.6 | 14.6 | 15.9 | 16.2 | 19.1 | 20.5 | 22.3 | 24.4 | |
c) железнодорожного транспорта; | 15.0 | 15.7 | 18.4 | 18.9 | 18.0 | 18.1 | 19.3 | 21.6 | 23.4 | 24.2 | 22.3 | 22.5 | 22.7 | 22.9 | 22.9 | 22.9 | 22.9 | 22.9 | 22.9 | 23.4 | 23.6 | 24.6 | 25.0 | 27.1 | 27.5 | |
d) воздушного транспорта, млн тн-км; | 120.1 | 96.4 | 126.4 | 95.3 | 117.3 | 97.8 | 77.1 | 76.7 | 84.0 | 102.9 | 168.0 | 162.5 | 121.9 | 116.3 | 125.1 | 131.1 | 132.2 | 156.9 | 123.5 | 119.0 | 219.0 | 303.5 | 322.5 | 226.3 | 268.9 | |
e) трубопроводного транспорта. | 30.6 | 31.1 | 32.4 | 34.5 | 35.6 | 36.9 | 38.0 | 39.0 | 39.3 | 30.3 | 28.9 | 30.1 | 33.0 | 31.5 | 31.2 | 30.0 | 28.9 | 30.2 | 33.6 | 33.2 | 26.8 | 30.8 | 29.7 | 28.0 | 28.8 | |
Республика Каракалпакстан | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.5 | 0.5 | 0.6 | 0.6 | 0.6 | 0.7 | 0.9 | 0.8 | 0.9 | 0.9 | |
области: | ||||||||||||||||||||||||||
Андижанская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.8 | 0.7 | 0.7 | 0.8 | 0.8 | 0.9 | 1.0 | 1.1 | 1.1 | 1.1 | |
Бухарская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1.7 | 1.8 | 1.8 | 1.7 | 1.8 | 1.8 | 2.1 | 2.3 | 2.6 | 2.8 | |
Джизакская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.7 | 0.7 | 0.8 | 0.8 | 0.9 | 1.0 | 1.1 | 1.1 | 1.1 | 1.2 | |
Кашкадарьинская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1.0 | 1.0 | 1.1 | 1.2 | 1.2 | 1.2 | 1.2 | 1.3 | 1.5 | 1.5 | |
Навоийская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1.4 | 1.5 | 1.5 | 1.6 | 1.6 | 1.7 | 1.7 | 2.0 | 2.0 | 2.1 | |
Наманганская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.3 | 0.3 | 0.4 | 0.5 | 0.6 | 0.6 | 0.7 | 0.8 | 1.3 | 1.5 | |
Самаркандская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.9 | 1.0 | 1.0 | 1.1 | 1.1 | 1.2 | 1.5 | 1.5 | 1.7 | 1.8 | |
Сурхандарьинская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.6 | 0.7 | 0.8 | 0.9 | 0.9 | 0.9 | 1.1 | 1.1 | 1.2 | 1.4 | |
Сырдарьинская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.3 | 0.3 | 0.3 | 0.3 | 0.4 | 0.4 | |
Ташкентская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1.3 | 1.4 | 1.3 | 1.3 | 1.7 | 1.6 | 2.1 | 2.0 | 2.0 | 2.4 | |
Ферганская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1.4 | 1.3 | 1.3 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.7 | 1.9 | 2.0 | 2.2 | |
Хорезмская | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.5 | 0.6 | 0.6 | 0.7 | 0.8 | 0.9 | 1.0 | 1.1 | 1.1 | 1.2 | |
г.Ташкент | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 1.3 | 1.5 | 1.6 | 1.8 | 2.2 | 2.0 | 2.8 | 3.0 | 3.4 | 3.7 | |
2 | Индикатор 9.2.1. Добавленная стоимость, создаваемая в обрабатывающей промышленности, в процентном отношении к ВВП и на душу населения: 1) | |||||||||||||||||||||||||
a) доля в ВВП, в процентах; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11.6 | 11.5 | 11.9 | 13.0 | 14.1 | 14.1 | 15.0 | 15.5 | 17.9 | 19.0 | 20.5 | 20.8 | 20.3 | 20.4 | 21.2 | |
b) на душу населения, тыс.сум. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 281.4 | 360.5 | 451.5 | 588.8 | 770.7 | 905.9 | 1095.1 | 1541.1 | 2321.6 | 3107.5 | 3732.8 | 4575.8 | 5326.3 | 6405.3 | 7902.2 | |
3 | Индикатор 9.2.2. Занятость в обрабатывающей промышленности в процентах от общей занятости: 2) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11.5 | 11.5 | 11.4 | 11.4 | 11.3 | 11.3 | 11.3 | 11.8 | 12.0 | 11.9 | 12.1 | 12.1 | 11.9 | 15.4 | - |
a) женщины; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11.7 | 12.3 | 13.1 | 13.5 | 13.5 | 13.5 | 13.1 | 11.60 | - | |
b) мужчины. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | 11.4 | 11.3 | 10.8 | 11.1 | 11.2 | 11.1 | 18.00 | - | |
4 | Индикатор 9.3.1.1. Доля добавленной стоимости малых предприятий и микрофирм в валовой добавленной стоимости всей промышленности (в процентах). | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 28.9 | 30.3 | 29.9 | 33.9 | 36.5 | 41.1 | 42.7 | 43.8 | 38.7 | 26.2 | 27.4 | 25.1 | 22.7 | 23.9 | 25.9 |
5 | Индикатор 9.3.2. Доля малых предприятий и микрофирм, имеющих кредит или кредитную линию. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 21.9 | 22.2 | 22.3 | 22.7 | 24.7 | 44.3 |
6 | Индикатор 9.4.1. Выбросы CO2 на единицу добавленной стоимости. 3) | 1.45 | 1.38 | 1.37 | 1.25 | 1.14 | 1.02 | 0.97 | 0.86 | 0.80 | 0.75 | 0.67 | 0.61 | 0.54 | 0.52 | 0.49 | 0.44 | 0.43 | 0.40 | 0.42 | 0.39 | 0.39 | 0.41 | 0.37 | - | - |
7 | Индикатор 9.5.1. Расходы на НИОКР в процентном отношении к ВВП. 1) | 0.36 | 0.35 | 0.29 | 0.27 | 0.27 | 0.24 | 0.22 | 0.22 | 0.19 | 0.20 | 0.16 | 0.15 | 0.16 | 0.16 | 0.15 | 0.16 | 0.17 | 0.13 | 0.11 | 0.10 | 0.13 | 0.12 | 0.14 | 0.12 | 0.11 |
8 | Индикатор 9.5.2. Количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей. | - | - | - | 566 | 549 | 558 | 483 | 440 | 471 | 522 | 544 | 568 | 507 | 502 | 496 | 492 | 500 | 489 | 475 | 411 | 414 | 509 | 528 | 495 | 476 |
9 | Индикатор 9.b.1. Доля добавленной стоимости продукции среднетехнологичных и высокотехнологичных отраслей в общем объеме добавленной стоимости. 1) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 15.8 | 17.1 | 18.0 | 17.5 | 17.6 | 16.0 | 15.2 | 17.7 | 21.3 | 19.0 | 17.2 | 16.9 | 19.1 | 19.3 | 17.7 |
10 | Индикатор 9.c.1. Доля населения, охваченного мобильными сетями, в разбивке по технологиям: | |||||||||||||||||||||||||
a) по технологии 2G; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 92.0 | 94.0 | 96.0 | 98.0 | 99.0 | 99.0 | 99.0 | 99.5 | |
b) по технологии 3G/4G; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 35.0 | 48.0 | 70.0 | 90.0 | 95.0 | 98.0 | 98.0 | - | |
c) по технологии 3G; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 96.0 | |
d) по технологии 4G; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 97.0 | |
e) по технологии 5G. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5.0 | 8.0 | 12.0 | 17.0 | 18.0 |
9) По отдельным годам данные были пересчитаны
16) По ОКЭД
17) Индикатор 9.4.1 Выбросы С02 на единицу добавленной стоимости (расчеты выбросов парниковых газов по обновленным данным предварительной инвентаризации проводились в соответствии с новыми руководствами МГЭИК).