Всеобщее признание получил тот факт, что развитие образования, рост производительности, улучшение системы здравоохранения, рост доходов невозможны без развития инфраструктуры.
Другим важным фактором экономического роста является технологический прогресс и инновации, которые играют важную роль в поиске долгосрочных решений проблем, как экономического, социального, так и экологического характера, таких, например, как создание новых рабочих мест или повышение энергоэффективности производства. Сегодня, инвестирование в научные исследования и инновации становится приоритетом для правительств многих стран мира.
По оценкам экспертов, приблизительно 1–1,15 млрд. человек на сегодняшний день не имеют доступа к надёжным услугам телефонной связи, более 4 миллиардов человек, по-прежнему, не имеют доступа к Интернету, из них 90 процентов - живет в развивающихся странах. Преодоление этого цифрового разрыва имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к информации и знаниям, а также для стимулирования инноваций и предпринимательства.
Одним из главных приоритетов рыночных реформ Узбекистана является создание современной и надежной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры в стране необходимо не только для обеспечения качественного внутреннего сообщения, но для успешной интеграции в международные транспортные пути. На сегодня, Узбекистан имеет разветвленную сеть железных дорог длиной в 6,2 тыс. км, из которых 4,7 тыс. км. являются дорогами общего пользования. Плотность железных дорог составляет 13,8 км. на 1000 км2, что сопоставимо с показателями Турции (13,4 км.) и Норвегии (12,0 км.). Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 43,8 тыс. км., что составляет 98,7 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования..
Узбекистан также располагает относительно развитой обрабатывающей промышленностью, в 2011-2020 гг. доля которой в структуре ВВП выросла с 17,4 % до 27,4 %, тогда как занятость в этом секторе по итогам 2020 года достигает 11,9 %.
В сфере инновационного развития наблюдалась тенденция постепенного ослабления инновационной деятельности, о чем свидетельствует позиция Узбекистана в рейтинге на основе Глобального инновационного индекса по итогам 2021 года (86 место среди 132 стран мира). Так, например, за последние 5 лет количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей упало с 495 в 2016 году до 411 в 2020 году. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП упала с 0,18 % до 0,14 % в период 2016-2020 гг.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 9.1. Развивать качественную, надежную, устойчивую и жизнестойкую инфраструктуру, включая территориальную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, для обеспечения справедливого и равного доступа для всех.
Задача 9.2. Содействие всеохватному и устойчивому развитию промышленности с ростом к 2030 году ее доли до 40 процентов в ВВП за счет опережающего развития обрабатывающих отраслей, создания новых и модернизации существующих предприятий с широким применением ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Задача 9.3. Расширить доступ малых промышленных предприятий и микрофирм к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственные цепочки создания добавленной стоимости и рынки сбыта.
Задача 9.4. К 2030 году модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов, с участием всех заинтересованных стран в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Задача 9.5. Активизировать научные исследования, направленные на наращивание технологического потенциала отраслей экономики, в том числе путем создания благоприятных условий для инновационной деятельности и увеличения в 2 раза числа работников в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Задача 9.b. Поддерживать разработки, исследования и инновации в сфере отечественных технологий, в том числе путем создания политического климата, благоприятствующего, в частности, диверсификации промышленности и увеличению в 2 раза добавленной стоимости в сырьевых отраслях.
Задача 9.с. Существенно расширить доступ к информационно-коммуникационным технологиям и стремиться к обеспечению всеобщего и недорогого доступа к сети Интернет.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№ | Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
1 | Индикатор 9.1.2. Объем пассажирских и грузовых перевозок в разбивке по видам транспорта: | ||||||||||||||||||||||||
1. Пассажирооборот, млрд пасс-км: 9) | |||||||||||||||||||||||||
a) всего; | 30,9 | 31,8 | 33,2 | 36,3 | 40,0 | 46,2 | 49,8 | 56,9 | 64,8 | 70,3 | 83,8 | 92,4 | 100,2 | 106,9 | 113,2 | 120,1 | 126,0 | 130,0 | 135,3 | 140,1 | 118,3 | 137,0 | 146,5 | 153,5 | |
b) автомобильного транспорта; | 23,3 | 24,3 | 25,8 | 29,0 | 32,5 | 38,6 | 42,2 | 48,4 | 55,9 | 62,1 | 74,5 | 82,5 | 89,3 | 95,5 | 101,9 | 109,1 | 114,9 | 117,7 | 121,6 | 124,1 | 113,2 | 127,9 | 131,0 | 134,5 | |
c) железнодорожного транспорта; | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 2,5 | 2,6 | 2,9 | 3,0 | 3,4 | 3,7 | 3,8 | 3,8 | 4,0 | 4,3 | 4,3 | 4,4 | 1,8 | 3,1 | 3,6 | 3,9 | |
d) воздушного транспорта; | 3,9 | 3,7 | 3,9 | 4,0 | 4,5 | 4,6 | 4,7 | 5,4 | 5,6 | 4,9 | 5,8 | 6,2 | 7,0 | 7,2 | 7,0 | 6,8 | 6,7 | 7,5 | 8,8 | 11,0 | 3,0 | 5,3 | 10,9 | 13,8 | |
e) городского электрического; | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,3 | 0,8 | 1,0 | 1,3 | |
2. Грузооборот, млрд тн-км: 9) | |||||||||||||||||||||||||
a) всего; | 54,6 | 55,6 | 59,9 | 63,1 | 64,7 | 68,9 | 73,4 | 78,8 | 83,8 | 77,8 | 60,4 | 62,6 | 66,4 | 65,8 | 66,2 | 65,8 | 65,3 | 66,9 | 71,3 | 72,6 | 66,9 | 74,8 | 75,5 | 77,6 | |
b) автомобильного транспорта; | 8,9 | 8,7 | 9,0 | 9,7 | 11,0 | 13,8 | 16,1 | 18,2 | 21,0 | 23,2 | 9,1 | 9,9 | 10,5 | 11,2 | 11,9 | 12,8 | 13,3 | 13,6 | 14,6 | 15,9 | 16,2 | 19,1 | 20,5 | 22,3 | |
c) железнодорожного транспорта; | 15,0 | 15,7 | 18,4 | 18,9 | 18,0 | 18,1 | 19,3 | 21,6 | 23,4 | 24,2 | 22,3 | 22,5 | 22,7 | 22,9 | 22,9 | 22,9 | 22,9 | 22,9 | 22,9 | 23,4 | 23,6 | 24,6 | 25,0 | 27,1 | |
d) воздушного транспорта, млн тн-км; | 120,1 | 96,4 | 126,4 | 95,3 | 117,3 | 97,8 | 77,1 | 76,7 | 84,0 | 102,9 | 168,0 | 162,5 | 121,9 | 116,3 | 125,1 | 131,1 | 132,2 | 156,9 | 123,5 | 119,0 | 219,0 | 303,5 | 322,5 | 226,3 | |
e) трубопроводного транспорта. | 30,6 | 31,1 | 32,4 | 34,5 | 35,6 | 36,9 | 38,0 | 39,0 | 39,3 | 30,3 | 28,9 | 30,1 | 33,0 | 31,5 | 31,2 | 30,0 | 28,9 | 30,2 | 33,6 | 33,2 | 26,8 | 30,8 | 29,7 | 28,0 | |
2 | Индикатор 9.2.1. Добавленная стоимость, создаваемая в обрабатывающей промышленности, в процентном отношении к ВВП и на душу населения: 9) | ||||||||||||||||||||||||
a) доля в ВВП, в процентах; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11,6 | 11,5 | 11,9 | 13,0 | 14,1 | 14,1 | 15,0 | 15,5 | 17,9 | 19,0 | 20,5 | 20,8 | 20,3 | 19,8 | |
b) на душу населения, тыс.сум. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 281,4 | 360,5 | 451,5 | 588,8 | 770,7 | 905,9 | 1095,1 | 1541,1 | 2321,6 | 3107,5 | 3732,8 | 4575,8 | 5326,3 | 6179,9 | |
3 | Индикатор 9.2.2. Занятость в обрабатывающей промышленности в процентах от общей занятости: 16) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11,5 | 11,5 | 11,4 | 11,4 | 11,3 | 11,3 | 11,3 | 11,8 | 12,0 | 11,9 | 12,1 | 12,1 | 11,9 | 15,4 |
a) женщины; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11,7 | 12,3 | 13,1 | 13,5 | 13,5 | 13,5 | 13,1 | 11,6 | |
b) мужчины. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11 | 11,4 | 11,3 | 10,8 | 11,1 | 11,2 | 11,1 | 18 | |
4 | Индикатор 9.3.1.1. Доля добавленной стоимости малых предприятий и микрофирм в валовой добавленной стоимости всей промышленности (в процентах). | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 28,9 | 30,3 | 29,9 | 33,9 | 36,5 | 41,1 | 42,7 | 39,4 | 34,6 | 22,6 | 24,0 | 22,2 | 20,4 | 21,4 |
5 | Индикатор 9.3.2. Доля малых предприятий и микрофирм, имеющих кредит или кредитную линию. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 21,9 | 22,2 | 22,3 | 22,7 | 24,7 |
6 | Индикатор 9.4.1. Выбросы CO2 на единицу добавленной стоимости. 17) | 1,54 | 1,47 | 1,45 | 1,33 | 1,21 | 1,08 | 1,04 | 0,94 | 0,9 | 0,83 | 0,72 | 0,7 | 0,65 | 0,54 | 0,52 | 0,47 | 0,44 | 0,45 | - | - | - | - | - | - |
7 | Индикатор 9.5.1. Расходы на НИОКР в процентном отношении к ВВП. 9) | 0,36 | 0,35 | 0,29 | 0,27 | 0,27 | 0,24 | 0,22 | 0,22 | 0,19 | 0,20 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | 0,13 | 0,11 | 0,10 | 0,13 | 0,12 | 0,14 | 0,12 |
8 | Индикатор 9.5.2. Количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей. | - | - | - | 566 | 546 | 569 | 493 | 470 | 490 | 517 | 534 | 564 | 504 | 497 | 492 | 487 | 495 | 485 | 470 | 407 | 411 | 504 | 522 | 490 |
9 | Индикатор 9.b.1. Доля добавленной стоимости продукции средне-технологичных и высокотехнологичных отраслей в общем объеме добавленной стоимости. 9) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 15,8 | 17,1 | 18,0 | 17,5 | 17,6 | 16,0 | 15,2 | 17,7 | 21,3 | 19,0 | 17,2 | 16,9 | 19,1 | 18,8 |
10 | Индикатор 9.c.1. Доля населения, охваченного мобильными сетями, в разбивке по технологиям: | ||||||||||||||||||||||||
по технологии 2-G; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 92,0 | 94,0 | 96,0 | 98,0 | 99,0 | 99,0 | 99,0 | |
по технологии 3-G/4-G; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 35,0 | 48,0 | 70,0 | 90,0 | 95,0 | 98,0 | 98,0 | |
по технологии 5-G. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 5,0 | 8,0 | 12,0 | 17,0 |
9) По отдельным годам данные были пересчитаны
16) По ОКЭД
17) Индикатор 9.4.1 Выбросы С02 на единицу добавленной стоимости (расчеты выбросов парниковых газов по обновленным данным предварительной инвентаризации проводились в соответствии с новыми руководствами МГЭИК).