Всеобщее признание получил тот факт, что развитие образования, рост производительности, улучшение системы здравоохранения, рост доходов невозможны без развития инфраструктуры.  

Другим важным фактором экономического роста является технологический прогресс и инновации, которые играют важную роль в поиске долгосрочных решений проблем, как экономического, социального, так и экологического характера, таких, например, как создание новых рабочих мест или повышение энергоэффективности производства. Сегодня, инвестирование в научные исследования и инновации становится приоритетом для правительств многих стран мира.

По оценкам экспертов, приблизительно 1–1,15 млрд. человек на сегодняшний день не имеют доступа к надёжным услугам телефонной связи, более 4 миллиардов человек, по-прежнему, не имеют доступа к Интернету, из них 90 процентов - живет в развивающихся странах. Преодоление этого цифрового разрыва имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к информации и знаниям, а также для стимулирования инноваций и предпринимательства.

Одним из главных приоритетов рыночных реформ Узбекистана является создание современной и надежной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры в стране необходимо не только для обеспечения качественного внутреннего сообщения, но для успешной интеграции в международные транспортные пути. На сегодня, Узбекистан имеет разветвленную сеть железных дорог длиной в 6,2 тыс. км, из которых 4,7 тыс. км. являются дорогами общего пользования. Плотность железных дорог составляет 13,8 км. на 1000 км2, что сопоставимо с показателями Турции (13,4 км.) и Норвегии (12,0 км.). Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 43,8 тыс. км., что составляет 98,7 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования..

Узбекистан также располагает относительно развитой обрабатывающей промышленностью, в 2011-2020 гг. доля которой в структуре ВВП выросла с 17,4 % до 27,4 %, тогда как занятость в этом секторе по итогам 2020 года достигает 11,9 %.

В сфере инновационного развития наблюдалась тенденция постепенного ослабления инновационной деятельности, о чем свидетельствует позиция Узбекистана в рейтинге на основе Глобального инновационного индекса по итогам 2021 года (86 место среди 132 стран мира). Так, например, за последние 5 лет количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей упало с 495 в 2016 году до 411 в 2020 году. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП упала с 0,18 % до 0,14 % в период 2016-2020 гг. 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 9.1. Развивать качественную, надежную, устойчивую и жизнестойкую инфраструктуру, включая территориальную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, для обеспечения справедливого и равного доступа для всех.

Задача 9.2. Содействие всеохватному и устойчивому развитию промышленности с ростом к 2030 году ее доли до 40 процентов в ВВП за счет опережающего развития обрабатывающих отраслей, создания новых и модернизации существующих предприятий с широким применением ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Задача 9.3. Расширить доступ малых промышленных предприятий и микрофирм к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственные цепочки создания добавленной стоимости и рынки сбыта.

Задача 9.4. К 2030 году модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов, с участием всех заинтересованных стран в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Задача 9.5. Активизировать научные исследования, направленные на наращивание технологического потенциала отраслей экономики, в том числе путем создания благоприятных условий для инновационной деятельности и увеличения в 2 раза числа работников в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Задача 9.b. Поддерживать разработки, исследования и инновации в сфере отечественных технологий, в том числе путем создания политического климата, благоприятствующего, в частности, диверсификации промышленности и увеличению в 2 раза добавленной стоимости в сырьевых отраслях.

Задача 9.с. Существенно расширить доступ к информационно-коммуникационным технологиям и стремиться к обеспечению всеобщего и недорогого доступа к сети Интернет.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Индикатор 9.1.2. Объем пассажирских и грузовых перевозок в разбивке по видам транспорта:                                                  
  1. Пассажирооборот, млрд пасс-км: 1)                                                  
  a) всего; 30.9 31.8 33.2 36.3 40.0 46.2 49.8 56.9 64.8 70.3 83.8 92.4 100.2 106.9 113.2 120.1 126.0 130.0 135.3 140.1 118.3 137.0 146.5 153.5 162.6
  b) автомобильного транспорта; 23.3 24.3 25.8 29.0 32.5 38.6 42.2 48.4 55.9 62.1 74.5 82.5 89.3 95.5 101.9 109.1 114.9 117.7 121.6 124.1 113.2 127.9 131.0 134.5 140.0
  c) железнодорожного транспорта; 2.2 2.2 2.0 2.1 2.0 2.1 2.1 2.3 2.5 2.6 2.9 3.0 3.4 3.7 3.8 3.8 4.0 4.3 4.3 4.4 1.8 3.1 3.6 3.9 4.1
  d) воздушного транспорта; 3.9 3.7 3.9 4.0 4.5 4.6 4.7 5.4 5.6 4.9 5.8 6.2 7.0 7.2 7.0 6.8 6.7 7.5 8.8 11.0 3.0 5.3 10.9 13.8 16.5
  e) городского электрического; 1.5 1.6 1.5 1.2 1.0 0.9 0.8 0.8 0.8 0.6 0.6 0.6 0.5 0.5 0.5 0.4 0.4 0.5 0.6 0.6 0.3 0.8 1.0 1.3 2.0
  Республика Каракалпакстан - - - - - - - - - - - - - - - 3.4 3.6 3.6 3.7 3.8 3.6 4.0 4.2 4.4 4.6
  области:                                                  
  Андижанская - - - - - - - - - - - - - - - 10.7 11.3 11.6 12.1 12.4 11.4 12.5 12.7 12.9 13.7
  Бухарская - - - - - - - - - - - - - - - 8.9 9.4 9.6 10.1 10.2 9.7 9.8 10.0 10.1 10.3
  Джизакская - - - - - - - - - - - - - - - 2.2 2.2 2.3 2.3 2.5 2.4 2.7 2.6 2.6 2.7
  Кашкадарьинская - - - - - - - - - - - - - - - 8.1 8.4 8.7 9.0 9.2 8.7 9.7 10.3 10.5 11.0
  Навоийская - - - - - - - - - - - - - - - 3.7 3.8 3.9 4.0 4.5 3.9 4.1 4.3 4.3 4.4
  Наманганская - - - - - - - - - - - - - - - 7.5 8.0 8.4 8.6 8.8 7.9 9.2 8.9 9.4 9.9
  Самаркандская - - - - - - - - - - - - - - - 13.1 13.9 13.9 14.5 14.9 13.3 14.0 14.0 14.8 16.2
  Сурхандарьинская - - - - - - - - - - - - - - - 5.1 5.4 5.7 5.9 5.7 5.1 6.1 6.4 6.7 7.0
  Сырдарьинская - - - - - - - - - - - - - - - 2.0 2.2 2.2 2.3 2.4 2.2 2.6 2.6 2.7 2.8
  Ташкентская - - - - - - - - - - - - - - - 15.4 16.2 16.7 17.0 17.4 15.4 18.4 19.0 19.2 20.1
  Ферганская - - - - - - - - - - - - - - - 12.5 13.3 13.6 13.9 14.0 12.9 15.4 15.5 16.0 16.1
  Хорезмская - - - - - - - - - - - - - - - 6.5 7.0 7.1 7.3 7.6 7.0 8.1 8.4 8.7 9.0
  г.Ташкент - - - - - - - - - - - - - - - 9.9 10.3 10.3 10.7 10.8 9.7 11.4 11.9 12.2 12.2
  2. Грузооборот, млрд тн-км: 1)                                                  
  a) всего; 54.6 55.6 59.9 63.1 64.7 68.9 73.4 78.8 83.8 77.8 60.4 62.6 66.4 65.8 66.2 65.8 65.3 66.9 71.3 72.6 66.9 74.8 75.5 77.6 80.9
  b) автомобильного транспорта; 8.9 8.7 9.0 9.7 11.0 13.8 16.1 18.2 21.0 23.2 9.1 9.9 10.5 11.2 11.9 12.8 13.3 13.6 14.6 15.9 16.2 19.1 20.5 22.3 24.4
  c) железнодорожного транспорта; 15.0 15.7 18.4 18.9 18.0 18.1 19.3 21.6 23.4 24.2 22.3 22.5 22.7 22.9 22.9 22.9 22.9 22.9 22.9 23.4 23.6 24.6 25.0 27.1 27.5
  d) воздушного транспорта, млн тн-км; 120.1 96.4 126.4 95.3 117.3 97.8 77.1 76.7 84.0 102.9 168.0 162.5 121.9 116.3 125.1 131.1 132.2 156.9 123.5 119.0 219.0 303.5 322.5 226.3 268.9
  e) трубопроводного транспорта. 30.6 31.1 32.4 34.5 35.6 36.9 38.0 39.0 39.3 30.3 28.9 30.1 33.0 31.5 31.2 30.0 28.9 30.2 33.6 33.2 26.8 30.8 29.7 28.0 28.8
  Республика Каракалпакстан - - - - - - - - - - - - - - - 0.5 0.5 0.6 0.6 0.6 0.7 0.9 0.8 0.9 0.9
  области:                                                  
  Андижанская - - - - - - - - - - - - - - - 0.8 0.7 0.7 0.8 0.8 0.9 1.0 1.1 1.1 1.1
  Бухарская - - - - - - - - - - - - - - - 1.7 1.8 1.8 1.7 1.8 1.8 2.1 2.3 2.6 2.8
  Джизакская - - - - - - - - - - - - - - - 0.7 0.7 0.8 0.8 0.9 1.0 1.1 1.1 1.1 1.2
  Кашкадарьинская - - - - - - - - - - - - - - - 1.0 1.0 1.1 1.2 1.2 1.2 1.2 1.3 1.5 1.5
  Навоийская - - - - - - - - - - - - - - - 1.4 1.5 1.5 1.6 1.6 1.7 1.7 2.0 2.0 2.1
  Наманганская - - - - - - - - - - - - - - - 0.3 0.3 0.4 0.5 0.6 0.6 0.7 0.8 1.3 1.5
  Самаркандская - - - - - - - - - - - - - - - 0.9 1.0 1.0 1.1 1.1 1.2 1.5 1.5 1.7 1.8
  Сурхандарьинская - - - - - - - - - - - - - - - 0.6 0.7 0.8 0.9 0.9 0.9 1.1 1.1 1.2 1.4
  Сырдарьинская - - - - - - - - - - - - - - - 0.2 0.2 0.2 0.2 0.3 0.3 0.3 0.3 0.4 0.4
  Ташкентская - - - - - - - - - - - - - - - 1.3 1.4 1.3 1.3 1.7 1.6 2.1 2.0 2.0 2.4
  Ферганская - - - - - - - - - - - - - - - 1.4 1.3 1.3 1.3 1.4 1.5 1.7 1.9 2.0 2.2
  Хорезмская - - - - - - - - - - - - - - - 0.5 0.6 0.6 0.7 0.8 0.9 1.0 1.1 1.1 1.2
  г.Ташкент - - - - - - - - - - - - - - - 1.3 1.5 1.6 1.8 2.2 2.0 2.8 3.0 3.4 3.7
2 Индикатор 9.2.1. Добавленная стоимость, создаваемая в обрабатывающей промышленности, в процентном отношении к ВВП и на душу населения: 1)                                                  
  a) доля в ВВП, в процентах;  - - - - - - - - - - 11.6 11.5 11.9 13.0 14.1 14.1 15.0 15.5 17.9 19.0 20.5 20.8 20.3 20.4 21.2
  b) на душу населения, тыс.сум. - - - - - - - - - - 281.4 360.5 451.5 588.8 770.7 905.9 1095.1 1541.1 2321.6 3107.5 3732.8 4575.8 5326.3 6405.3 7902.2
3 Индикатор 9.2.2. Занятость в обрабатывающей промышленности в процентах от общей занятости: 2) - - - - - - - - - - 11.5 11.5 11.4 11.4 11.3 11.3 11.3 11.8 12.0 11.9 12.1 12.1 11.9 15.4 -
  a) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - 11.7 12.3 13.1 13.5 13.5 13.5 13.1 11.60 -
  b) мужчины. - - - - - - - - - - - - - - - - 11 11.4 11.3 10.8 11.1 11.2 11.1 18.00 -
4 Индикатор 9.3.1.1. Доля добавленной стоимости малых предприятий и микрофирм в валовой добавленной стоимости всей промышленности (в процентах). - - - - - - - - - - 28.9 30.3 29.9 33.9 36.5 41.1 42.7 43.8 38.7 26.2 27.4 25.1 22.7 23.9 25.9
5 Индикатор 9.3.2. Доля малых предприятий и микрофирм, имеющих кредит или кредитную линию. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21.9 22.2 22.3 22.7 24.7 44.3
6 Индикатор 9.4.1. Выбросы CO2 на единицу добавленной стоимости. 3) 1.45 1.38 1.37 1.25 1.14 1.02 0.97 0.86 0.80 0.75 0.67 0.61 0.54 0.52 0.49 0.44 0.43 0.40 0.42 0.39 0.39 0.41 0.37 - -
7 Индикатор 9.5.1. Расходы на НИОКР в процентном отношении к ВВП. 1) 0.36 0.35 0.29 0.27 0.27 0.24 0.22 0.22 0.19 0.20 0.16 0.15 0.16 0.16 0.15 0.16 0.17 0.13 0.11 0.10 0.13 0.12 0.14 0.12 0.11
8 Индикатор 9.5.2. Количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей. - - - 566 549 558 483 440 471 522 544 568 507 502 496 492 500 489 475 411 414 509 528 495 476
9 Индикатор 9.b.1. Доля добавленной стоимости продукции среднетехнологичных и высокотехнологичных отраслей в общем объеме добавленной стоимости. 1) - - - - - - - - - - 15.8 17.1 18.0 17.5 17.6 16.0 15.2 17.7 21.3 19.0 17.2 16.9 19.1 19.3 17.7
10 Индикатор 9.c.1. Доля населения, охваченного мобильными сетями, в разбивке по технологиям:                                                  
  a) по технологии  2G; - - - - - - - - - - - - - - - - - 92.0 94.0 96.0 98.0 99.0 99.0 99.0 99.5
  b) по технологии 3G/4G; - - - - - - - - - - - - - - - - - 35.0 48.0 70.0 90.0 95.0 98.0 98.0 -
  c) по технологии 3G; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 96.0
  d) по технологии 4G; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 97.0
  e) по технологии  5G. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5.0 8.0 12.0 17.0 18.0

9) По отдельным годам данные были пересчитаны

16) По ОКЭД

17) Индикатор 9.4.1 Выбросы С02 на единицу добавленной стоимости (расчеты выбросов парниковых газов по обновленным данным предварительной инвентаризации проводились в соответствии с новыми руководствами МГЭИК).

Скачать (XLS, 90 КВ)