Всеобщее признание получил тот факт, что развитие образования, рост производительности, улучшение системы здравоохранения, рост доходов невозможны без развития инфраструктуры.  

Другим важным фактором экономического роста является технологический прогресс и инновации, которые играют важную роль в поиске долгосрочных решений проблем, как экономического, социального, так и экологического характера, таких, например, как создание новых рабочих мест или повышение энергоэффективности производства. Сегодня, инвестирование в научные исследования и инновации становится приоритетом для правительств многих стран мира.

По оценкам экспертов, приблизительно 1–1,15 млрд. человек на сегодняшний день не имеют доступа к надёжным услугам телефонной связи, более 4 миллиардов человек, по-прежнему, не имеют доступа к Интернету, из них 90 процентов - живет в развивающихся странах. Преодоление этого цифрового разрыва имеет решающее значение для обеспечения равного доступа к информации и знаниям, а также для стимулирования инноваций и предпринимательства.

Одним из главных приоритетов рыночных реформ Узбекистана является создание современной и надежной инфраструктуры. Развитие инфраструктуры в стране необходимо не только для обеспечения качественного внутреннего сообщения, но для успешной интеграции в международные транспортные пути. На сегодня, Узбекистан имеет разветвленную сеть железных дорог длиной в 6,2 тыс. км, из которых 4,7 тыс. км. являются дорогами общего пользования. Плотность железных дорог составляет 13,8 км. на 1000 км2, что сопоставимо с показателями Турции (13,4 км.) и Норвегии (12,0 км.). Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – 43,8 тыс. км., что составляет 98,7 % от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования..

Узбекистан также располагает относительно развитой обрабатывающей промышленностью, в 2011-2020 гг. доля которой в структуре ВВП выросла с 17,4 % до 27,4 %, тогда как занятость в этом секторе по итогам 2020 года достигает 11,9 %.

В сфере инновационного развития наблюдалась тенденция постепенного ослабления инновационной деятельности, о чем свидетельствует позиция Узбекистана в рейтинге на основе Глобального инновационного индекса по итогам 2021 года (86 место среди 132 стран мира). Так, например, за последние 5 лет количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей упало с 495 в 2016 году до 411 в 2020 году. Доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в ВВП упала с 0,18 % до 0,14 % в период 2016-2020 гг. 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 9.1. Развивать качественную, надежную, устойчивую и жизнестойкую инфраструктуру, включая территориальную и трансграничную инфраструктуру, в целях поддержки экономического развития и благополучия людей, для обеспечения справедливого и равного доступа для всех.

Задача 9.2. Содействие всеохватному и устойчивому развитию промышленности с ростом к 2030 году ее доли до 40 процентов в ВВП за счет опережающего развития обрабатывающих отраслей, создания новых и модернизации существующих предприятий с широким применением ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

Задача 9.3. Расширить доступ малых промышленных предприятий и микрофирм к финансовым услугам, в том числе к недорогим кредитам, и усилить их интеграцию в производственные цепочки создания добавленной стоимости и рынки сбыта.

Задача 9.4. К 2030 году модернизировать инфраструктуру и переоборудовать промышленные предприятия, сделав их устойчивыми за счет повышения эффективности использования ресурсов и более широкого применения чистых и экологически безопасных технологий и промышленных процессов, с участием всех заинтересованных стран в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Задача 9.5. Активизировать научные исследования, направленные на наращивание технологического потенциала отраслей экономики, в том числе путем создания благоприятных условий для инновационной деятельности и увеличения в 2 раза числа работников в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Задача 9.b. Поддерживать разработки, исследования и инновации в сфере отечественных технологий, в том числе путем создания политического климата, благоприятствующего, в частности, диверсификации промышленности и увеличению в 2 раза добавленной стоимости в сырьевых отраслях.

Задача 9.с. Существенно расширить доступ к информационно-коммуникационным технологиям и стремиться к обеспечению всеобщего и недорогого доступа к сети Интернет.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
1 Индикатор 9.1.2. Объем пассажирских и грузовых перевозок в разбивке по видам транспорта:                                                
  1. Пассажирооборот, млрд пасс-км: 9)                                                
  a) всего; 30,9 31,8 33,2 36,3 40,0 46,2 49,8 56,9 64,8 70,3 83,8 92,4 100,2 106,9 113,2 120,1 126,0 130,0 135,3 140,1 118,3 137,0 146,5 153,5
  b) автомобильного транспорта; 23,3 24,3 25,8 29,0 32,5 38,6 42,2 48,4 55,9 62,1 74,5 82,5 89,3 95,5 101,9 109,1 114,9 117,7 121,6 124,1 113,2 127,9 131,0 134,5
  c) железнодорожного транспорта; 2,2 2,2 2,0 2,1 2,0 2,1 2,1 2,3 2,5 2,6 2,9 3,0 3,4 3,7 3,8 3,8 4,0 4,3 4,3 4,4 1,8 3,1 3,6 3,9
  d) воздушного транспорта; 3,9 3,7 3,9 4,0 4,5 4,6 4,7 5,4 5,6 4,9 5,8 6,2 7,0 7,2 7,0 6,8 6,7 7,5 8,8 11,0 3,0 5,3 10,9 13,8
  e) городского электрического; 1,5 1,6 1,5 1,2 1,0 0,9 0,8 0,8 0,8 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4 0,5 0,6 0,6 0,3 0,8 1,0 1,3
  2. Грузооборот, млрд тн-км: 9)                                                
  a) всего; 54,6 55,6 59,9 63,1 64,7 68,9 73,4 78,8 83,8 77,8 60,4 62,6 66,4 65,8 66,2 65,8 65,3 66,9 71,3 72,6 66,9 74,8 75,5 77,6
  b) автомобильного транспорта; 8,9 8,7 9,0 9,7 11,0 13,8 16,1 18,2 21,0 23,2 9,1 9,9 10,5 11,2 11,9 12,8 13,3 13,6 14,6 15,9 16,2 19,1 20,5 22,3
  c) железнодорожного транспорта; 15,0 15,7 18,4 18,9 18,0 18,1 19,3 21,6 23,4 24,2 22,3 22,5 22,7 22,9 22,9 22,9 22,9 22,9 22,9 23,4 23,6 24,6 25,0 27,1
  d) воздушного транспорта, млн тн-км; 120,1 96,4 126,4 95,3 117,3 97,8 77,1 76,7 84,0 102,9 168,0 162,5 121,9 116,3 125,1 131,1 132,2 156,9 123,5 119,0 219,0 303,5 322,5 226,3
  e) трубопроводного транспорта. 30,6 31,1 32,4 34,5 35,6 36,9 38,0 39,0 39,3 30,3 28,9 30,1 33,0 31,5 31,2 30,0 28,9 30,2 33,6 33,2 26,8 30,8 29,7 28,0
2 Индикатор 9.2.1. Добавленная стоимость, создаваемая в обрабатывающей промышленности, в процентном отношении к ВВП и на душу населения: 9)                                                
  a) доля в ВВП, в процентах;  - - - - - - - - - - 11,6 11,5 11,9 13,0 14,1 14,1 15,0 15,5 17,9 19,0 20,5 20,8 20,3 19,8
  b) на душу населения, тыс.сум. - - - - - - - - - - 281,4 360,5 451,5 588,8 770,7 905,9 1095,1 1541,1 2321,6 3107,5 3732,8 4575,8 5326,3 6179,9
3 Индикатор 9.2.2. Занятость в обрабатывающей промышленности в процентах от общей занятости: 16) - - - - - - - - - - 11,5 11,5 11,4 11,4 11,3 11,3 11,3 11,8 12,0 11,9 12,1 12,1 11,9 15,4
  a) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - 11,7 12,3 13,1 13,5 13,5 13,5 13,1 11,6
  b) мужчины. - - - - - - - - - - - - - - - - 11 11,4 11,3 10,8 11,1 11,2 11,1 18
4 Индикатор 9.3.1.1. Доля добавленной стоимости малых предприятий и микрофирм в валовой добавленной стоимости всей промышленности (в процентах). - - - - - - - - - - 28,9 30,3 29,9 33,9 36,5 41,1 42,7 39,4 34,6 22,6 24,0 22,2 20,4 21,4
5 Индикатор 9.3.2. Доля малых предприятий и микрофирм, имеющих кредит или кредитную линию. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21,9 22,2 22,3 22,7 24,7
6 Индикатор 9.4.1. Выбросы CO2 на единицу добавленной стоимости. 17) 1,54 1,47 1,45 1,33 1,21 1,08 1,04 0,94 0,9 0,83 0,72 0,7 0,65 0,54 0,52 0,47 0,44 0,45 - - - - - -
7 Индикатор 9.5.1. Расходы на НИОКР в процентном отношении к ВВП. 9) 0,36 0,35 0,29 0,27 0,27 0,24 0,22 0,22 0,19 0,20 0,16 0,16 0,16 0,16 0,16 0,17 0,18 0,13 0,11 0,10 0,13 0,12 0,14 0,12
8 Индикатор 9.5.2. Количество исследователей (в эквиваленте полной занятости) на миллион жителей. - - - 566 546 569 493 470 490 517 534 564 504 497 492 487 495 485 470 407 411 504 522 490
9 Индикатор 9.b.1. Доля добавленной стоимости продукции средне-технологичных и высокотехнологичных отраслей в общем объеме добавленной стоимости. 9) - - - - - - - - - - 15,8 17,1 18,0 17,5 17,6 16,0 15,2 17,7 21,3 19,0 17,2 16,9 19,1 18,8
10 Индикатор 9.c.1. Доля населения, охваченного мобильными сетями, в разбивке по технологиям:                                                
    по технологии  2-G; - - - - - - - - - - - - - - - - - 92,0 94,0 96,0 98,0 99,0 99,0 99,0
    по технологии 3-G/4-G; - - - - - - - - - - - - - - - - - 35,0 48,0 70,0 90,0 95,0 98,0 98,0
    по технологии  5-G. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 5,0 8,0 12,0 17,0

9) По отдельным годам данные были пересчитаны

16) По ОКЭД

17) Индикатор 9.4.1 Выбросы С02 на единицу добавленной стоимости (расчеты выбросов парниковых газов по обновленным данным предварительной инвентаризации проводились в соответствии с новыми руководствами МГЭИК).

Скачать (XLS, 90 КВ)