Средние темпы роста мировой экономики замедлились уже до начала пандемии COVID-19 в 2020 году. Пандемия вызвала спад производства, замедление темпов экономического роста и оказала большое влияние на продолжительность рабочего дня и доходы населения. В 2020 году сокращение продолжительности рабочего времени во всем мире составило 8,8 % по сравнению с показателем за четвертый квартал 2019 года, что эквивалентно потере 255 миллионов рабочих мест с полной занятостью и примерно в четыре раза превышает количество рабочих часов, потерянных во время мирового финансового кризиса 2009 года. Особенно сильно кризис на рынке труда затронул работающую молодежь и трудящихся женщин. Мировая экономика постепенно восстанавливается, однако в течение длительного периода времени экономическая активность может оставаться ниже уровня, существовавшего до пандемии.

До начала пандемии доля неформальной занятости составляла 60,2 процента от глобальной занятости, что эквивалентно 2 миллиардам человек, занятых в неформальном секторе, для которого характерно отсутствие базовой защиты, включая социальную защиту. Более чем три четверти работников неформального сектора, или 1,6 миллиарда человек, были в значительной степени затронуты введением режима изоляции в связи с пандемией или были заняты в секторах, которые пострадали в наибольшей степени.

Достижение данной цели к 2030 году представляет собой не только обеспечение всего трудоспособного населения достойной работой, которая приносит достаточный доход, но и гарантию безопасности на рабочем месте, социальную защиту семей, возможность личностного развития и интеграцию в общество.

Экономическое развитие Узбекистана на период до 2030 года предусматривает обеспечение устойчивого экономического роста в соответствии с принятыми в международной практике определениями и характеристиками этого понятия. Целевые ориентиры экономического развития Узбекистана на период до 2030 года предусматривают увеличение к 2030 году объема валового внутреннего продукта не менее чем в 2 раза  на  основе повышения  конкурентоспособности национальной экономики, которая будет достигаться, прежде всего, за счет увеличения продуктивной занятости.

Увеличение благосостояния страны во многом будет зависеть от способности страны создать благоприятные условия для роста устойчивой занятости. В 2020 году в Узбекистане численность экономически активного населения составила 14,797 млн. человек (43,2 % от общей численности населения). Численность занятого населения в экономике за 2020 год составила 13,236 млн. человек, и по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 2,3 %. На конец 2020 года общий уровень безработицы составлял 10,5 %. В то же время, нерешенным остается вопрос низкой экономической активности населения, широкое распространение неформальной занятости, высокая безработица среди уязвимых слоев населения, низкая квалификация рабочей силы. Так, уровень безработицы среди молодежи (доля безработной молодежи в возрасте от 16 до 24 лет по сравнению с экономически активным населением этого возраста) составил 24,1 %. Только 66,6 % женщин трудоспособного возраста были экономически активны, тогда как среди мужчин экономически активными были 80,5 % населения.

Важной составляющей вхождения Узбекистана к 2030 году в состав стран с уровнем дохода выше среднего является  создание  рабочих  мест с высокой добавленной стоимостью, на основе улучшения делового климата и повышение производительности труда. Для достижения данной цели правительство реализует политику, нацеленную на углубление структурных преобразований, на основе проведения активной инвестиционной политики за счет расширения потенциала привлекаемых внешних и внутренних инвестиций, направляемых на создание новых производств, техническую модернизацию существующих, развитие объектов инфраструктуры и поддержку инновационной деятельности.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 8.1. Обеспечить значительное увеличение валового внутреннего продукта к 2030 году в расчете на душу населения.

Задача 8.2. Добиться повышения производительности в экономике посредством диверсификации, технической модернизации и развития инновационной деятельности, в том числе путем удаления особого внимания секторам с высокой добавленной стоимостью и трудоемким секторам.

Задача 8.3. Создание благоприятных условий, направленных на обеспечение достойной работой и расширение производительной занятости населения, в особенности молодежи, лиц с инвалидностью, путем реализации активных и пассивных мер на рынке труда, защиты частной собственности, поддержки и снятия преград для ускоренного развития малого и крупного бизнеса и частного предпринимательства.

Задача 8.4. На протяжении всего срока до конца 2030 года постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства и стремиться к тому, чтобы экономический рост не сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, как это предусматривается Десятилетней стратегией действий по переходу к использованию рациональных моделей потребления и производства.

Задача 8.5. К 2030 году обеспечить устойчивую и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе для молодых людей и лиц с инвалидностью, и равную оплату за труд равной ценности.

Задача 8.6. К 2020 году существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков.

Задача 8.7. Усилить контроль и мониторинг за недопущением наихудших форм детского и принудительного труда.

Задача 8.8. Защищать трудовые права и обеспечивать безопасные условия труда для работников.

Задача 8.9. К 2030 году обеспечить устойчивое развитие туризма, способствующего созданию новых рабочих мест и росту спроса на местную продукцию.

Задача 8.10. Укреплять способность национальных финансовых учреждений, поощрять и расширять доступ к банковским, страховым и финансовым услугам для всех.

Задача 8.б. К 2020 году разработать и ввести в действие глобальную стратегию обеспечения занятости молодежи и внедрить Глобальный пакт о рабочих местах Международной организации труда (принят 19.07.2009 г. на международной конференции труда).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

 

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Индикатор 8.1.1. Ежегодный темп роста реального ВВП на душу населения. 1) 2,4 2,9 2,7 3,0 6,2 5,7 6,1 7,9 7,3 6,2 4,1 4,7 5,5 5,6 5,1 5,4 4,1 2,7 3,5 3,7 -0,1
2 Индикатор 8.2.1. Ежегодный темп роста реального ВВП на каждого занятого. 1) 2,7 2,4 1,8 1,4 4,0 4,0 4,7 6,7 6,1 5,3 4,3 4,9 4,4 4,7 4,4 5,2 4,0 2,7 7,3 3,6 4,2
3 Индикатор 8.3.1.1. Доля неформальной занятости в несельскохозяйственных секторах в разбивке по полу. 13)                                          
  a) всего                     53,0 52,9 54,5 55,1 53,0 52,5 52,1 50,5 39,5 38,4 38,7
  b) мужчины                                     40,9  47,5 46,3
  c) женщины                                     25,5 21,5 22,7
4 Индикатор 8.5.1. Процентная доля разницы между среднемесячной заработной платой мужчин и женщин к среднемесячной заработной плате мужчин. 3) - - - - - - - - - - - - 37,8 37,8 36,7 36,0 34,5 34,6 38,6 36,2 37,5
5 Индикатор 8.5.2. Уровень безработицы в разбивке по полу. 5)                                          
  a) всего 0,4 0,4 0,4 0,3 0,4 0,3 0,2 5,0 4,9 5,0 5,4 5,0 4,9 4,9 5,1 5,2 5,2 5,8 9,3 9,0 10,5
  b) мужчины 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 4,2 4,2 4,3 4,6 5,1 5,0 5,0 5,2 5,3 5,3 6,0 7,7 6,1 7,9
  c) женщины 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3 5,9 5,7 5,9 6,3 4,8 4,7 4,7 4,9 5,0 5,0 5,6 11,6 12,8 14,1
  Республика Каракалпакстан 1,7 1,7 1,5 1,1 1,0 1,0 0,8 7,0 7,0 6,9 7,4 6,6 6,4 6,2 5,4 5,3 5,4 6,0 9,5 9,1 10,5
  области:                                          
  Андижанская 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 5,9 5,8 5,4 5,8 5,3 5,3 5,4 5,6 5,6 5,6 6,0 9,6 9,2 10,9
  Бухарская 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 4,5 4,4 4,9 5,2 4,9 4,7 4,8 5,2 5,5 5,4 5,5 9,0 8,9 10,6
  Джизакская 0,3 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 4,2 4,1 4,5 5,7 5,2 5,0 5,1 5,4 5,2 5,4 5,0 9,4 9,2 11,0
  Кашкадарьинская 0,3 0,3 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 5,2 5,0 5,1 5,8 5,3 5,3 5,2 5,5 5,5 5,3 6,1 9,7 9,3 11,1
  Навоийская 1,0 0,5 0,6 0,6 0,9 0,6 0,7 5,0 4,9 5,1 4,9 4,7 4,9 5,2 5,2 5,0 5,0 5,2 8,7 8,5 9,4
  Наманганская 0,5 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3 6,0 5,8 5,4 5,9 5,4 5,3 5,2 5,3 5,2 5,3 5,8 9,5 9,1 10,6
  Самаркандская 0,4 0,5 0,5 0,3 0,3 0,2 0,2 5,5 5,4 5,4 6,0 5,5 5,4 5,3 5,6 5,7 5,7 6,5 9,7 9,3 11,0
  Сурхандарьинская 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,1 0,2 4,8 4,7 5,0 5,8 5,4 5,2 5,2 5,5 5,5 5,6 6,7 9,5 9,3 11,1
  Сырдарьинская 0,4 0,7 0,4 0,4 0,4 0,2 0,3 4,1 4,0 4,4 4,5 4,3 4,0 4,3 4,6 4,9 4,4 5,1 9,6 9,3 11,0
  Ташкентская 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 4,0 3,9 4,5 4,1 3,8 3,6 3,6 3,9 4,1 4,1 5,2 9,0 8,9 10,5
  Ферганская 0,2 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 5,5 5,4 5,5 5,7 5,0 5,0 4,8 5,4 5,4 5,5 6,4 9,7 9,3 10,9
  Хорезмская 0,5 0,8 1,0 1,3 1,6 0,9 0,6 4,8 4,7 5,2 5,5 5,2 5,3 5,3 5,5 5,4 5,5 5,7 9,5 9,1 10,9
  г.Ташкент 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 3,3 3,3 3,4 3,3 3,4 3,3 3,4 3,6 3,8 3,6 4,5 7,9 7,4 8,0
6 Индикатор 8.6.1. Доля молодежи (в возрасте от 16 до 24 лет), которая не учится и не работает. 1) - 51,6 47,4 45,3 46,7 42,6 34,3 25,4 17,2 19,2 19,3 19,7 18,1 17,6 21,0 21,4 21,2 22,6 23,8 25,9 30,5
7 Индикатор 8.8.1. Производственный травматизм в разбивке по полу. 6)                                          
  a) всего 0,1 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,7 0,8 0,6 0,9 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,5 0,4
  b) мужчины 0,1 0,4 0,5 0,3 0,4 0,4 0,3 0,8 0,9 0,8 1,0 0,6 0,6 0,6 0,7 0,6 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5
  c) женщины 0,02 0,07 0,01 0,06 0,07 0,07 0,06 0,4 0,3 0,2 0,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2
8 Индикатор 8.8.2.1. Доля предприятий, заключивших коллективные договора в соответствии с Конвенциями МОТ. 53,5 50,7 59,5 70,0 75,3 83,1 84,7 87,5 87,6 87,9 90,1 94,5 95,8 96,3 98,1 99,3 95,2 98,5 98,9 99,1 99,6
9 Индикатор 8.9.1. Непосредственный вклад туризма в ВВП в процентном отношении к совокупному ВВП. 1) - - - - - - - - - - - - - - 2,2 2,1 2 2,2 2,4 2,6 0,4
10 Индикатор 8.10.1.1. Количество банковских учреждений на 100 000 взрослых. - - - - - - - - - - - - 11,5 14,8 10,3 9,5 8,7 8,1 7,9 5,7 8,5
11 Индикатор 8.10.2.1. Количество депозитов населения в банках на 100 000 взрослых.  - - - - 24 494 30 916 32 649 37 644 44 625 45 129 49 650 46 992 47 974 57 917 69 310 76 714 86 685 100 409 92 912 71 358 114 403

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

3) Без малых предприятий и микрофирм

5) 2000-2006 гг. уровень официально признанной безработицы

6) Без малых предприятий и микрофирм (в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи), с 2016г. по видам экономической деятельности промышленности, строительства, связи, перевозки и хранения

Скачать (XLS, 90 КВ)