Восстановление обрабатывающей промышленности после COVID-19 остается неполным и неравномерным: некоторые регионы с высоким уровнем дохода достигли в 2022 году рекордно высоких показателей добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности на душу населения, тогда как в наименее развитых странах этот показатель ненамного превысил базовый уровень 2015 года. Судя по данным, после
пандемии высокотехнологичные отрасли восстанавливались быстрее и оказались более устойчивыми к потрясениям, что указывает на необходимость поощрения инноваций и передачи технологий таким образом, чтобы это было выгодно всем странам. Для достижения цели 9 к 2030 году необходимо оказать помощь наименее развитым странам, инвестировать в передовые технологии, снизить выбросы углерода и расширить глобальный доступ к мобильной широкополосной связи.

Глобальные выбросы углекислого газа в результате сжигания энергоресурсов и промышленных процессов выросли в 2022 году на 0,9 процента, достигнув нового исторического максимума в 36,8 млрд тонн.

В 2022 году отрасли с уровнем технологичности выше среднего и высокотехнологичные отрасли продемонстрировали уверенный рост, в основном благодаря оживлению в секторе автомобилестроения и стабильно высокому уровню производства в таких секторах, как производство компьютеров, электроники и оптических изделий, а также электрооборудования.

Доступ к мобильной широкополосной связи (3G или выше) имеют 95 процентов населения мира, а охват 4G в период с 2015 по 2022 гг. удвоился и достиг 88 процентов.

Экономическое развитие Узбекистана на период до 2030 года предусматривает обеспечение устойчивого экономического роста в соответствии с принятыми в международной практике определениями и характеристиками этого понятия. Целевые ориентиры экономического развития Узбекистана на период до 2030 года предусматривают увеличение к 2030 году объема валового внутреннего продукта не менее чем в 2 раза  на  основе повышения  конкурентоспособности национальной экономики, которая будет достигаться, прежде всего, за счет увеличения продуктивной занятости.

Увеличение благосостояния страны во многом будет зависеть от способности страны создать благоприятные условия для роста устойчивой занятости. В 2020 году в Узбекистане численность экономически активного населения составила 14,797 млн. человек (43,2 % от общей численности населения). Численность занятого населения в экономике за 2020 год составила 13,236 млн. человек, и по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 2,3 %. На конец 2020 года общий уровень безработицы составлял 10,5 %. В то же время, нерешенным остается вопрос низкой экономической активности населения, широкое распространение неформальной занятости, высокая безработица среди уязвимых слоев населения, низкая квалификация рабочей силы. Так, уровень безработицы среди молодежи (доля безработной молодежи в возрасте от 16 до 24 лет по сравнению с экономически активным населением этого возраста) составил 24,1 %. Только 66,6 % женщин трудоспособного возраста были экономически активны, тогда как среди мужчин экономически активными были 80,5 % населения.

Важной составляющей вхождения Узбекистана к 2030 году в состав стран с уровнем дохода выше среднего является  создание  рабочих  мест с высокой добавленной стоимостью, на основе улучшения делового климата и повышение производительности труда. Для достижения данной цели правительство реализует политику, нацеленную на углубление структурных преобразований, на основе проведения активной инвестиционной политики за счет расширения потенциала привлекаемых внешних и внутренних инвестиций, направляемых на создание новых производств, техническую модернизацию существующих, развитие объектов инфраструктуры и поддержку инновационной деятельности.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 8.1. Обеспечить увеличение валового внутреннего продукта в расчете на душу населения в 2,6 раза к 2030 году.

Задача 8.2. Добиться повышения эффективности в экономике посредством диверсификации, технической модернизации и развития инновационной деятельности, в том числе уделением особого внимания трудоемким секторам с высокой добавленной стоимостью.

Задача 8.3. Создание благоприятных условий, направленных на обеспечение достойной работой и расширение производительной занятости населения, в особенности молодежи, лиц с инвалидностью, путем реализации активных и пассивных мер на рынке труда, защиты частной собственности, поддержки и снятия преград для ускоренного развития малого и крупного бизнеса, частного предпринимательства и семейного бизнеса.

Задача 8.4. Постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства на протяжении всего периода до конца 2030 года и стремиться к тому, чтобы экономический рост не сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, как это предусматривается десятилетней стратегией действий по переходу к использованию рациональных моделей потребления и производства.

Задача 8.5. К 2030 году обеспечить устойчивую и эффективную занятость, достойную работу, а также равную оплату за труд равной ценности для всех женщин и мужчин, в том числе для молодых людей и лиц с инвалидностью, за счет увеличения численности занятого населения в 1,4 раза, производительности труда в 3,1 раза.

Задача 8.6. К 2030 году сократить более чем в 2,0 раза долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков.

Задача 8.7. Усилить контроль и мониторинг за недопущением наихудших форм детского и принудительного труда.

Задача 8.8. Защищать трудовые права работников и обеспечить им безопасные условия для труда.

Задача 8.9. К 2030 году обеспечить устойчивое развитие туризма, способствующего созданию новых рабочих мест и росту спроса на местную продукцию.

Задача 8.10. Широкое использование населением и субъектами предпринимательства основных услуг финансовых учреждений, в частности, банковских, страховых и платежных услуг, а также поощрение и расширение их удаленного использования.

Задача 8.b. К 2030 году разработать и ввести в действие глобальную стратегию обеспечения занятости молодежи и внедрить Глобальный пакт о рабочих местах Международной организации труда (принят 19.07.2009 г. на международной конференции труда).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1 Индикатор 8.1.1. Ежегодные темпы роста реального ВВП на душу населения. 8) 2,4 2,9 2,7 3,0 6,2 5,7 6,1 7,9 7,3 6,2 4,1 4,7 5,5 5,6 5,1 5,4 4,1 2,7 3,7 4,0 0,1 5,3 3,5
2 Индикатор 8.2.1. Ежегодные темпы роста реального ВВП на каждого занятого. 8) 2,7 2,4 1,8 1,4 4,0 4,0 4,7 6,7 6,1 5,3 4,3 4,9 4,4 4,7 4,4 5,2 4,0 2,7 7,5 3,9 4,3 5,0 4,4
3 Индикатор 8.3.1. Доля неформальной занятости от общей занятости в разбивке по сектору и полу: 13)                                              
  a) всего; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 40,5 39,6 42,8 43,8 39,6
  b) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 47,5 50,4 50,4 51,0 47,4
  c) мужчины; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37,8 32,0 37,4 38,7 34,0
  d) в сельскохозяйственном секторе; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 66,5 70,3 66,7 69,4 61,7
  e) в несельскохозяйственном секторе. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30,0 29,4 34,3 35,2 32,3
4 Индикатор 8.5.1. Процентная доля разницы между среднемесячной заработной платой мужчин и женщин к среднемесячной заработной плате мужчин. 11) - - - - - - - - - - - - 37,8 37,8 36,7 36,0 34,5 34,6 38,6 36,2 37,5 36,6 34,0
5 Индикатор 8.5.2. Уровень безработицы в разбивке по полу и возрасту: 14)                                              
  a) всего; 0,4 0,4 0,4 0,3 0,4 0,3 0,2 5,0 4,9 5,0 5,4 5,0 4,9 4,9 5,1 5,2 5,2 5,8 9,3 9,0 10,5 9,6 8,9
  b) женщины; 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3 5,9 5,7 5,9 6,3 4,8 4,7 4,7 4,9 5,0 5,0 5,6 11,6 12,8 14,1 13,3 13,4
  c) мужчины; 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 4,2 4,2 4,3 4,6 5,1 5,0 5,0 5,2 5,3 5,3 6,0 7,7 6,0 7,9 6,9 5,4
  d) 16-30 лет; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,1 15,0 16,4 15,1 14,4
  e) старше 30 лет. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6,8 6,1 7,6 6,7 5,9
6 Индикатор 8.6.1. Доля молодежи (в возрасте от 16 до 24 лет), которая не учится и не работает. 8) - 51,6 47,4 45,3 46,7 42,6 34,3 25,4 17,2 19,2 19,3 19,7 18,1 17,6 21,0 21,4 21,2 22,6 23,8 25,9 30,5 29,3 29,9
7 Индикатор 8.7.1. Доля и число детей в возрасте от 5 до 17 лет, занятых детским трудом, в разбивке по полу и возрасту. 5) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20,6
8 Индикатор 8.8.1. Производственный травматизм на 100 000 работающих в разбивке по полу: 13)                                              
  1. Cо смертельным и несмертельным исходом, всего: - - - - - - - - - - - - - - - - - - 42,8 46,3 13,1 15,8 11,0
  a) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10,8 10,5 4,6 7,0 2,0
  b) мужчины. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 51,2 55,4 15,8 18,8 17,4
  2. В том числе со смертельным исходом: - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8,1 10,0 2,9 2,7 3,1
  a) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,7 0,8 0,7 0,3 0,3
  b) мужчины. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10,1 12,3 3,6 3,5 5,0
9 Индикатор 8.8.2.1. Доля предприятий, заключивших коллективные договора в соответствии с Конвенциями МОТ. 53,5 50,7 59,5 70,0 75,3 83,1 84,7 87,5 87,6 87,9 90,1 94,5 95,8 96,3 98,1 99,3 95,2 98,5 98,9 99,1 99,6 99,7 99,8
10 Индикатор 8.9.1. Непосредственный вклад туризма в ВВП в процентном отношении к совокупному ВВП. 8) - - - - - - - - - - - - - - 2,2 2,1 2,0 2,2 2,4 2,5 0,4 0,6 1,4
11 Индикатор 8.10.1. Число: a) филиалов коммерческих банков на 100 000 взрослых; - - - - - - - - - - - - - - - - 27,0 38,0 36,0 40,0 42,0 48,0 51,0
  b) банкоматов на 100 000 взрослых. - - - - - - - - - - - - - - - - 22,0 24,0 29,0 38,0 48,0 52,0 81,0
12 Индикатор 8.10.2. Доля  взрослых (15 лет и старше), имеющих счет в банке или ином финансовом учреждении или пользующихся услугами операторов мобильных финансовых услуг. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 63 70

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

3) Без малых предприятий и микрофирм

5) 2000-2006 гг. уровень официально признанной безработицы

6) Без малых предприятий и микрофирм (в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи), с 2016г. по видам экономической деятельности промышленности, строительства, связи, перевозки и хранения

Скачать (XLS, 90 КВ)