The average growth rate of the global economy has slowed down already before the start of the COVID-19 pandemic in 2020. The pandemic has caused a decline in production, a slowdown in economic growth and has had a massive impact on working times and incomes. In 2020, 8.8 percent of global working hours were lost compared to the figure for the fourth quarter of 2019, which is equivalent to 255 million full-time jobs and approximately four times greater than the hours lost during the global financial crisis in 2009. Young people and women in the workforce were hit particularly hard by the crisis in the labour market. The global economy is gradually recovering, although activity may remain below pre-pandemic levels for a prolonged period.

Before the onset of the pandemic, informal employment accounted for 60.2 percent of global employment, equivalent to 2 billion people with informal jobs characterized by a lack of basic protection, including social protection coverage. More than three quarters, 1.6 billion informal workers, were significantly affected by the pandemic-related lockdown measures or were working in the sectors hardest hit.

Achieving this goal by 2030 is not only providing the entire able-bodied population with decent work that brings sufficient income, but also a guarantee of safety in the workplace, social protection of families, the possibility of personal development and integration into society.

The economic development of Uzbekistan for the period up to 2030 provides for the provision of sustainable economic growth in accordance with the definitions and characteristics of this concept adopted in international practice. The targets for the economic development of Uzbekistan for the period up to 2030 provide for an increase in the gross domestic product by at least 2 times by 2030 on the basis of increasing the competitiveness of the national economy, which will be achieved primarily by increasing productive employment.

Increasing the country's well-being will largely depend on the country's ability to create favorable conditions for the growth of sustainable employment. In 2020, the number of economically active population in Uzbekistan amounted to 14.797 million people (43.2 percent of the total population). The number of employed people in the economy in 2020 amounted to 13.236 million people and increased by 2.3 percent, compared with 2019. At the end of 2020, the overall unemployment rate was 10.5 percent. At the same time, the issue of low economic activity of the population, widespread informal employment, high unemployment among vulnerable segments of the population, and low qualification of the labor force remain unresolved. So, the youth unemployment rate was about 24.1 percent. Only 66.6 percent of women of working age were economically active, while among men 80.5 percent of the population were economically active.

An important component of Uzbekistan's entry into the composition of upper middle-income countries by 2030 is the creation of jobs with high added value, based on improving the business climate and increasing labor productivity. To achieve this goal, the government implements a policy aimed at deepening structural transformations, based on an active investment policy by expanding the potential of attracted external and internal investments aimed at creating new industries, technical modernization of existing ones, development of infrastructure and support for innovation.

National Tasks

Target 8.1. By 2030, ensure significant increase of the gross domestic product per capita.

Target 8.2. Achieve higher levels of economic productivity through diversification, technological upgrading and innovation, including through a focus on high-value added and labour-intensive sectors.

Target 8.3. Create favourable conditions to provide decent jobs and expand productive employment of the population, especially youth and people with disabilities, by implementing active and passive labour market policies, protecting private property, and supporting and removing the barriers for accelerated development of small and large businesses and private entrepreneurship.

Target 8.4. Improve progressively, throughout2030, global resource efficiency in consumption and production and endeavour to decouple economic growth from environmental degradation, in accordance with the 10-Year Framework of Programmes on Sustainable Consumption and Production.

Target 8.5. By 2030, achieve full and productive employment and decent work for all women and men, including for young people and persons with disabilities, and equal pay for work of equal value.

Target 8.6. By 2020, substantially reduce the proportion of youth not in employment, education or training.

Target 8.7. Strengthen the control and monitoring to prevent the worst forms of child and forced labour.

Target 8.8. Protect labour rights and promote safe and secure working environments for all workers.

Target 8.9. By 2030, devise sustainable tourism development that creates new jobs and increases demand for local products.

Target 8.10. Strengthen the capacity of domestic financial institutions to encourage and expand access to banking, insurance and financial services for all.

Target 8.b. By 2020, develop and operationalize a global strategy for youth employment and implement the Global Jobs Pact of the International Labour Organization (adopted on 1 9.07.2009 at the International Labour Conference).

National indicators

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Indicator 8.1.1. Annual growth rate of real GDP per capita. 1) 2,4 2,9 2,7 3,0 6,2 5,7 6,1 7,9 7,3 6,2 4,1 4,7 5,5 5,6 5,1 5,4 4,1 2,7 3,5 3,7 -0,1
2 Indicator 8.2.1. Annual growth rate of real GDP per employee. 1) 2,7 2,4 1,8 1,4 4,0 4,0 4,7 6,7 6,1 5,3 4,3 4,9 4,4 4,7 4,4 5,2 4,0 2,7 7,3 3,6 4,2
3 Indicator 8.3.1.1. Percentage of informal employment in non-agricultural sectors by gender. 13)                                          
  a) total                     53,0 52,9 54,5 55,1 53,0 52,5 52,1 50,5 39,5 38,4 38,7
  b) men                                     40,9  47,5 46,3
  c) women                                     25,5 21,5 22,7
4 Indicator 8.5.1. Percentage of the difference between the average monthly wage of male and female employees to the average monthly wage of male. 3) - - - - - - - - - - - - 37,8 37,8 36,7 36,0 34,5 34,6 38,6 36,2 37,5
5 Indicator 8.5.2. Unemployment rate by sex. 5)                                          
  a) total 0,4 0,4 0,4 0,3 0,4 0,3 0,2 5,0 4,9 5,0 5,4 5,0 4,9 4,9 5,1 5,2 5,2 5,8 9,3 9,0 10,5
  b) men 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 4,2 4,2 4,3 4,6 5,1 5,0 5,0 5,2 5,3 5,3 6,0 7,7 6,1 7,9
  c) women 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3 5,9 5,7 5,9 6,3 4,8 4,7 4,7 4,9 5,0 5,0 5,6 11,6 12,8 14,1
  Republic of Karakalpakstan 1,7 1,7 1,5 1,1 1,0 1,0 0,8 7,0 7,0 6,9 7,4 6,6 6,4 6,2 5,4 5,3 5,4 6,0 9,5 9,1 10,5
  regions:                                          
  Andijan 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 5,9 5,8 5,4 5,8 5,3 5,3 5,4 5,6 5,6 5,6 6,0 9,6 9,2 10,9
  Bukhara 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 4,5 4,4 4,9 5,2 4,9 4,7 4,8 5,2 5,5 5,4 5,5 9,0 8,9 10,6
  Jizzakh 0,3 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 4,2 4,1 4,5 5,7 5,2 5,0 5,1 5,4 5,2 5,4 5,0 9,4 9,2 11,0
  Kashkadarya 0,3 0,3 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 5,2 5,0 5,1 5,8 5,3 5,3 5,2 5,5 5,5 5,3 6,1 9,7 9,3 11,1
  Navoi 1,0 0,5 0,6 0,6 0,9 0,6 0,7 5,0 4,9 5,1 4,9 4,7 4,9 5,2 5,2 5,0 5,0 5,2 8,7 8,5 9,4
  Namangan 0,5 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3 6,0 5,8 5,4 5,9 5,4 5,3 5,2 5,3 5,2 5,3 5,8 9,5 9,1 10,6
  Samarkand 0,4 0,5 0,5 0,3 0,3 0,2 0,2 5,5 5,4 5,4 6,0 5,5 5,4 5,3 5,6 5,7 5,7 6,5 9,7 9,3 11,0
  Surkhandarya 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,1 0,2 4,8 4,7 5,0 5,8 5,4 5,2 5,2 5,5 5,5 5,6 6,7 9,5 9,3 11,1
  Syrdarya 0,4 0,7 0,4 0,4 0,4 0,2 0,3 4,1 4,0 4,4 4,5 4,3 4,0 4,3 4,6 4,9 4,4 5,1 9,6 9,3 11,0
  Tashkent 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 4,0 3,9 4,5 4,1 3,8 3,6 3,6 3,9 4,1 4,1 5,2 9,0 8,9 10,5
  Fergana 0,2 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 5,5 5,4 5,5 5,7 5,0 5,0 4,8 5,4 5,4 5,5 6,4 9,7 9,3 10,9
  Khorezm 0,5 0,8 1,0 1,3 1,6 0,9 0,6 4,8 4,7 5,2 5,5 5,2 5,3 5,3 5,5 5,4 5,5 5,7 9,5 9,1 10,9
  Tashkent city 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 3,3 3,3 3,4 3,3 3,4 3,3 3,4 3,6 3,8 3,6 4,5 7,9 7,4 8,0
6 Indicator 8.6.1. Proportion of youth (aged 16 to 24 years) not in education or employment. 1) - 51,6 47,4 45,3 46,7 42,6 34,3 25,4 17,2 19,2 19,3 19,7 18,1 17,6 21,0 21,4 21,2 22,6 23,8 25,9 30,5
7 Indicator 8.8.1. Work-related injuries disaggregated by sex. 6)                                          
  a) total 0,1 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,7 0,8 0,6 0,9 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,5 0,4
  b) men 0,1 0,4 0,5 0,3 0,4 0,4 0,3 0,8 0,9 0,8 1,0 0,6 0,6 0,6 0,7 0,6 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5
  c) women 0,02 0,07 0,01 0,06 0,07 0,07 0,06 0,4 0,3 0,2 0,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2
8 Indicator 8.8.2.1. Percentage of enterprises that have entered into collective bargaining agreements in accordance with ILO Conventions. 53,5 50,7 59,5 70,0 75,3 83,1 84,7 87,5 87,6 87,9 90,1 94,5 95,8 96,3 98,1 99,3 95,2 98,5 98,9 99,1 99,6
9 Indicator 8.9.1. Tourism direct GDP as a percentage of total GDP. 1) - - - - - - - - - - - - - - 2,2 2,1 2 2,2 2,4 2,6 0,4
10 Indicator 8.10.1.1. Number of commercial bank branches per 100,000 adults. - - - - - - - - - - - - 11,5 14,8 10,3 9,5 8,7 8,1 7,9 5,7 8,5
11 Indicator 8.10.2.1. The number of household deposits in banks per 100,000 adults. - - - - 24 494 30 916 32 649 37 644 44 625 45 129 49 650 46 992 47 974 57 917 69 310 76 714 86 685 100 409 92 912 71 358 114 403

1) For individual years, the data have been recalculated

3) Without small businesses and microfirms

5) 2000-2006. officially recognized unemployment rate

6) Without small enterprises and microfirms (in the industries, construction, transport and communications), since 2016. by type of economic activity industry, construction, communications, transportation and storage

download (XLS, 90 КВ)

Средние темпы роста мировой экономики замедлились уже до начала пандемии COVID-19 в 2020 году. Пандемия вызвала спад производства, замедление темпов экономического роста и оказала большое влияние на продолжительность рабочего дня и доходы населения. В 2020 году сокращение продолжительности рабочего времени во всем мире составило 8,8 % по сравнению с показателем за четвертый квартал 2019 года, что эквивалентно потере 255 миллионов рабочих мест с полной занятостью и примерно в четыре раза превышает количество рабочих часов, потерянных во время мирового финансового кризиса 2009 года. Особенно сильно кризис на рынке труда затронул работающую молодежь и трудящихся женщин. Мировая экономика постепенно восстанавливается, однако в течение длительного периода времени экономическая активность может оставаться ниже уровня, существовавшего до пандемии.

До начала пандемии доля неформальной занятости составляла 60,2 процента от глобальной занятости, что эквивалентно 2 миллиардам человек, занятых в неформальном секторе, для которого характерно отсутствие базовой защиты, включая социальную защиту. Более чем три четверти работников неформального сектора, или 1,6 миллиарда человек, были в значительной степени затронуты введением режима изоляции в связи с пандемией или были заняты в секторах, которые пострадали в наибольшей степени.

Достижение данной цели к 2030 году представляет собой не только обеспечение всего трудоспособного населения достойной работой, которая приносит достаточный доход, но и гарантию безопасности на рабочем месте, социальную защиту семей, возможность личностного развития и интеграцию в общество.

Экономическое развитие Узбекистана на период до 2030 года предусматривает обеспечение устойчивого экономического роста в соответствии с принятыми в международной практике определениями и характеристиками этого понятия. Целевые ориентиры экономического развития Узбекистана на период до 2030 года предусматривают увеличение к 2030 году объема валового внутреннего продукта не менее чем в 2 раза  на  основе повышения  конкурентоспособности национальной экономики, которая будет достигаться, прежде всего, за счет увеличения продуктивной занятости.

Увеличение благосостояния страны во многом будет зависеть от способности страны создать благоприятные условия для роста устойчивой занятости. В 2020 году в Узбекистане численность экономически активного населения составила 14,797 млн. человек (43,2 % от общей численности населения). Численность занятого населения в экономике за 2020 год составила 13,236 млн. человек, и по сравнению с 2019 годом уменьшилась на 2,3 %. На конец 2020 года общий уровень безработицы составлял 10,5 %. В то же время, нерешенным остается вопрос низкой экономической активности населения, широкое распространение неформальной занятости, высокая безработица среди уязвимых слоев населения, низкая квалификация рабочей силы. Так, уровень безработицы среди молодежи (доля безработной молодежи в возрасте от 16 до 24 лет по сравнению с экономически активным населением этого возраста) составил 24,1 %. Только 66,6 % женщин трудоспособного возраста были экономически активны, тогда как среди мужчин экономически активными были 80,5 % населения.

Важной составляющей вхождения Узбекистана к 2030 году в состав стран с уровнем дохода выше среднего является  создание  рабочих  мест с высокой добавленной стоимостью, на основе улучшения делового климата и повышение производительности труда. Для достижения данной цели правительство реализует политику, нацеленную на углубление структурных преобразований, на основе проведения активной инвестиционной политики за счет расширения потенциала привлекаемых внешних и внутренних инвестиций, направляемых на создание новых производств, техническую модернизацию существующих, развитие объектов инфраструктуры и поддержку инновационной деятельности.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 8.1. Обеспечить значительное увеличение валового внутреннего продукта к 2030 году в расчете на душу населения.

Задача 8.2. Добиться повышения производительности в экономике посредством диверсификации, технической модернизации и развития инновационной деятельности, в том числе путем удаления особого внимания секторам с высокой добавленной стоимостью и трудоемким секторам.

Задача 8.3. Создание благоприятных условий, направленных на обеспечение достойной работой и расширение производительной занятости населения, в особенности молодежи, лиц с инвалидностью, путем реализации активных и пассивных мер на рынке труда, защиты частной собственности, поддержки и снятия преград для ускоренного развития малого и крупного бизнеса и частного предпринимательства.

Задача 8.4. На протяжении всего срока до конца 2030 года постепенно повышать глобальную эффективность использования ресурсов в системах потребления и производства и стремиться к тому, чтобы экономический рост не сопровождался ухудшением состояния окружающей среды, как это предусматривается Десятилетней стратегией действий по переходу к использованию рациональных моделей потребления и производства.

Задача 8.5. К 2030 году обеспечить устойчивую и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе для молодых людей и лиц с инвалидностью, и равную оплату за труд равной ценности.

Задача 8.6. К 2020 году существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков.

Задача 8.7. Усилить контроль и мониторинг за недопущением наихудших форм детского и принудительного труда.

Задача 8.8. Защищать трудовые права и обеспечивать безопасные условия труда для работников.

Задача 8.9. К 2030 году обеспечить устойчивое развитие туризма, способствующего созданию новых рабочих мест и росту спроса на местную продукцию.

Задача 8.10. Укреплять способность национальных финансовых учреждений, поощрять и расширять доступ к банковским, страховым и финансовым услугам для всех.

Задача 8.б. К 2020 году разработать и ввести в действие глобальную стратегию обеспечения занятости молодежи и внедрить Глобальный пакт о рабочих местах Международной организации труда (принят 19.07.2009 г. на международной конференции труда).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

 

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Индикатор 8.1.1. Ежегодный темп роста реального ВВП на душу населения. 1) 2,4 2,9 2,7 3,0 6,2 5,7 6,1 7,9 7,3 6,2 4,1 4,7 5,5 5,6 5,1 5,4 4,1 2,7 3,5 3,7 -0,1
2 Индикатор 8.2.1. Ежегодный темп роста реального ВВП на каждого занятого. 1) 2,7 2,4 1,8 1,4 4,0 4,0 4,7 6,7 6,1 5,3 4,3 4,9 4,4 4,7 4,4 5,2 4,0 2,7 7,3 3,6 4,2
3 Индикатор 8.3.1.1. Доля неформальной занятости в несельскохозяйственных секторах в разбивке по полу. 13)                                          
  a) всего                     53,0 52,9 54,5 55,1 53,0 52,5 52,1 50,5 39,5 38,4 38,7
  b) мужчины                                     40,9  47,5 46,3
  c) женщины                                     25,5 21,5 22,7
4 Индикатор 8.5.1. Процентная доля разницы между среднемесячной заработной платой мужчин и женщин к среднемесячной заработной плате мужчин. 3) - - - - - - - - - - - - 37,8 37,8 36,7 36,0 34,5 34,6 38,6 36,2 37,5
5 Индикатор 8.5.2. Уровень безработицы в разбивке по полу. 5)                                          
  a) всего 0,4 0,4 0,4 0,3 0,4 0,3 0,2 5,0 4,9 5,0 5,4 5,0 4,9 4,9 5,1 5,2 5,2 5,8 9,3 9,0 10,5
  b) мужчины 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 4,2 4,2 4,3 4,6 5,1 5,0 5,0 5,2 5,3 5,3 6,0 7,7 6,1 7,9
  c) женщины 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,3 0,3 5,9 5,7 5,9 6,3 4,8 4,7 4,7 4,9 5,0 5,0 5,6 11,6 12,8 14,1
  Республика Каракалпакстан 1,7 1,7 1,5 1,1 1,0 1,0 0,8 7,0 7,0 6,9 7,4 6,6 6,4 6,2 5,4 5,3 5,4 6,0 9,5 9,1 10,5
  области:                                          
  Андижанская 0,3 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1 0,1 5,9 5,8 5,4 5,8 5,3 5,3 5,4 5,6 5,6 5,6 6,0 9,6 9,2 10,9
  Бухарская 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 4,5 4,4 4,9 5,2 4,9 4,7 4,8 5,2 5,5 5,4 5,5 9,0 8,9 10,6
  Джизакская 0,3 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3 0,3 4,2 4,1 4,5 5,7 5,2 5,0 5,1 5,4 5,2 5,4 5,0 9,4 9,2 11,0
  Кашкадарьинская 0,3 0,3 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 5,2 5,0 5,1 5,8 5,3 5,3 5,2 5,5 5,5 5,3 6,1 9,7 9,3 11,1
  Навоийская 1,0 0,5 0,6 0,6 0,9 0,6 0,7 5,0 4,9 5,1 4,9 4,7 4,9 5,2 5,2 5,0 5,0 5,2 8,7 8,5 9,4
  Наманганская 0,5 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4 0,3 6,0 5,8 5,4 5,9 5,4 5,3 5,2 5,3 5,2 5,3 5,8 9,5 9,1 10,6
  Самаркандская 0,4 0,5 0,5 0,3 0,3 0,2 0,2 5,5 5,4 5,4 6,0 5,5 5,4 5,3 5,6 5,7 5,7 6,5 9,7 9,3 11,0
  Сурхандарьинская 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,1 0,2 4,8 4,7 5,0 5,8 5,4 5,2 5,2 5,5 5,5 5,6 6,7 9,5 9,3 11,1
  Сырдарьинская 0,4 0,7 0,4 0,4 0,4 0,2 0,3 4,1 4,0 4,4 4,5 4,3 4,0 4,3 4,6 4,9 4,4 5,1 9,6 9,3 11,0
  Ташкентская 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 4,0 3,9 4,5 4,1 3,8 3,6 3,6 3,9 4,1 4,1 5,2 9,0 8,9 10,5
  Ферганская 0,2 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1 5,5 5,4 5,5 5,7 5,0 5,0 4,8 5,4 5,4 5,5 6,4 9,7 9,3 10,9
  Хорезмская 0,5 0,8 1,0 1,3 1,6 0,9 0,6 4,8 4,7 5,2 5,5 5,2 5,3 5,3 5,5 5,4 5,5 5,7 9,5 9,1 10,9
  г.Ташкент 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 3,3 3,3 3,4 3,3 3,4 3,3 3,4 3,6 3,8 3,6 4,5 7,9 7,4 8,0
6 Индикатор 8.6.1. Доля молодежи (в возрасте от 16 до 24 лет), которая не учится и не работает. 1) - 51,6 47,4 45,3 46,7 42,6 34,3 25,4 17,2 19,2 19,3 19,7 18,1 17,6 21,0 21,4 21,2 22,6 23,8 25,9 30,5
7 Индикатор 8.8.1. Производственный травматизм в разбивке по полу. 6)                                          
  a) всего 0,1 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,7 0,8 0,6 0,9 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,5 0,4
  b) мужчины 0,1 0,4 0,5 0,3 0,4 0,4 0,3 0,8 0,9 0,8 1,0 0,6 0,6 0,6 0,7 0,6 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5
  c) женщины 0,02 0,07 0,01 0,06 0,07 0,07 0,06 0,4 0,3 0,2 0,6 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2
8 Индикатор 8.8.2.1. Доля предприятий, заключивших коллективные договора в соответствии с Конвенциями МОТ. 53,5 50,7 59,5 70,0 75,3 83,1 84,7 87,5 87,6 87,9 90,1 94,5 95,8 96,3 98,1 99,3 95,2 98,5 98,9 99,1 99,6
9 Индикатор 8.9.1. Непосредственный вклад туризма в ВВП в процентном отношении к совокупному ВВП. 1) - - - - - - - - - - - - - - 2,2 2,1 2 2,2 2,4 2,6 0,4
10 Индикатор 8.10.1.1. Количество банковских учреждений на 100 000 взрослых. - - - - - - - - - - - - 11,5 14,8 10,3 9,5 8,7 8,1 7,9 5,7 8,5
11 Индикатор 8.10.2.1. Количество депозитов населения в банках на 100 000 взрослых.  - - - - 24 494 30 916 32 649 37 644 44 625 45 129 49 650 46 992 47 974 57 917 69 310 76 714 86 685 100 409 92 912 71 358 114 403

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

3) Без малых предприятий и микрофирм

5) 2000-2006 гг. уровень официально признанной безработицы

6) Без малых предприятий и микрофирм (в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи), с 2016г. по видам экономической деятельности промышленности, строительства, связи, перевозки и хранения

Скачать (XLS, 90 КВ)