Более 90 процентов случаев заболевания COVID-19 приходится на городские районы. Сильнее всего пандемия бьет по наиболее уязвимым категориям мирового населения, в том числе по миллиарду жителей густонаселенных неформальных поселений и трущоб. Еще до появления нового коронавируса 4 млрд человек, живущих в городах по всему миру, столкнулись в результате стремительной урбанизации с усиливающимся загрязнением воздуха, неудовлетворительным качеством инфраструктуры и услуг, а также проблемами, вызванными стихийным разрастанием городов.

По данным, собранным в 2019 году по 610 городам в 95 странах и территориях, около половины городского населения мира имели удобный доступ к общественному транспорту. Из-за мер реагирования на COVID-19, вводимых в странах и территориях на протяжении 2020 года, доступ к общественному транспорту в городах по всему миру был значительно затруднен: от частичного закрытия и снижения пропускной способности до полного закрытия транспортных сетей.

По данным, собранным на основе выборки из 911 городов в 114 странах и территориях, в 2020 году в среднем по миру лишь около 16 процентов городской территории отводилось под улицы и открытые общественные пространства, что значительно ниже показателя, рекомендованного Программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат), в размере 30 процентов для улиц и еще 10–15 процентов для открытых общественных пространств.

В настоящее время обеспечение безопасности и устойчивости городов означает обеспечение доступа к безопасному и доступному жилью и улучшение жилищных условий. Оно также предполагает инвестиции в общественный транспорт, создание зеленых общественных пространств и улучшение городского планирования и управления с участием общественности.

Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, с 2001 года по 2021 год доля городского населения выросла с 37,2 % до 50,7 %. В республике имеются 35 городов с численностью населения более чем 100 тыс. жителей и 3 города с населением более 500 тыс. жителей. Это Ташкент (2 694,4 тыс.), Наманган (644,8 тыс.) и Самарканд (551,7 тыс.).

С другой стороны,  в 2011-2020 годах площадь парков культуры и отдыха на душу населения городов уменьшилась с 1,22 м2 до 1 м2.

В перспективе в Узбекистане решение вопросов жизнестойкости и безопасности будет связано с решением задач обеспечения доступа населения, в том числе малоимущих слоев, к качественному жилью с надлежащей инфраструктурой, а также с обеспечением экологической устойчивости городов и населенных пунктов.

Актуальность цели обусловлена тем, что Узбекистан нацелен продолжить процесс индустриализации экономики. Индустриализация, как показывает опыт других стран, обычно сопровождается развитием процесса урбанизации, увеличением нагрузки на инфраструктуру городов, в особенности крупнейших экономических центров, обострению различных социальных проблем.

Для минимизации (в идеале – полного исключения) влияния проблем, порождаемых процессом урбанизации, Узбекистан уже реализует комплекс программ по обеспечению сбалансированного развития, в том числе за счет стимулирования развития областных центров и малых городов, расширения и модернизации социальной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры. На перспективу стоит задача дальнейшего совершенствования механизмов управления населенными пунктами и обеспечения сбалансированного пространственного развития страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 11.1. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к доступному жилью и услугам жилищно-коммунального хозяйства.

Задача 11.2. К 2030 году обеспечить доступ к безопасным, недорогим, доступным и экологически устойчивым транспортным системам на основе повышения безопасности дорожного движения, в частности, расширения использования общественного транспорта, уделяя особое внимание нуждам социально уязвимых слоев населения.

Задача 11.3. К 2030 году расширить масштабы открытой для всех и экологически устойчивой урбанизации, и возможности для комплексного и устойчивого планирования населенных пунктов и управления ими.

Задача 11.4. Активизировать усилия по защите и сохранению объектов культурного и природного наследия.

Задача 11.5. К 2030 году существенно сократить число погибших и пострадавших от бедствий, особенно женщин и детей, и значительно уменьшить прямой экономический ущерб в результате бедствий, уделяя особое внимание защите социально уязвимых слоев населения.

Задача 11.6. К 2030 году уменьшить негативное воздействие экологии городов на население, в том числе посредством удаления особого внимания качеству воздуха и удалению городских и других отходов.

Задача 11.7. К 2030 году расширить площади зеленных зон, парков отдыха, игровых площадок для детей в городах и населенных пунктах с созданием необходимых условий для отдыха лиц с инвалидностью.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
1 Индикатор 11.1.1.1. Обеспеченность населения жильем (кв.м. на чел.).  13,8 14,0 14,3 14,3 14,4 14,5 14,6 14,6 14,8 14,9 15,0 15,0 15,0 15,1 15,2 15,2 15,4 15,7 15,8 16,0 16,0 18,2
  a) по городской местности 14,6 14,9 15,0 14,9 15,1 15,1 15,3 15,3 14,8 15,1 15,4 15,4 15,4 15,3 15,4 15,4 15,4 15,8 16,0 16,1 16,1 18,0
  b) по сельской местности 13,3 13,5 13,8 13,9 14,1 14,2 14,2 14,3 14,9 14,6 14,5 14,5 14,5 14,9 14,9 15,0 15,4 15,5 15,7 15,9 16,0 18,5
2 Индикатор 11.2.1. Доля населения, имеющего удобный доступ к общественному транспорту, в разбивке по полу, возрасту и признаку инвалидности. 15)                                            
  a) всего 65,3 68,7 69,5 70,6 73,8 73,4 77,3 76,6 77,6 77,6 78,3 79,8 83,4 84,8 82,5 82,9 83,9 84,9 84,0 87,1 86,4 -
  b) мужчины 65,1 68,4 69,1 70,4 73,3 72,8 77,0 76,2 77,4 77,6 77,9 79,5 83,6 84,5 82,4 82,8 83,7 84,8 83,2 86,8 86,0 -
  c) женщины 65,5 69,0 70,0 70,9 74,4 74,0 77,7 77,1 77,7 77,7 78,7 80,1 83,3 85,1 82,6 83,1 84,2 85,0 84,9 87,3 86,9 -
3 Индикатор 11.3.1. Соотношение темпов застройки и темпов роста населения. 1,014 0,876 1,056 0,881 0,906 0,968 1,063 1,057 1,024 1,035 1,122 1,011 1,110 1,020 1,045 1,037 0,920 0,999 1,149 1,135 0,872 1,070
  Республика Каракалпакстан 0,992 0,980 0,944 1,048 1,010 0,762 1,030 1,135 1,160 1,123 1,057 1,342 1,276 0,939 1,007 0,972 0,766 1,166 1,220 1,425 0,701 1,048
  области:                                            
  Андижанская 0,925 0,869 0,996 1,003 1,035 0,948 1,018 1,049 1,024 1,105 1,137 0,994 0,898 1,190 1,035 0,953 1,062 0,961 1,315 1,059 1,171 0,861
  Бухарская 0,994 0,989 0,990 0,995 0,992 1,007 1,007 1,052 1,005 1,001 1,156 0,942 1,074 0,998 1,047 1,066 0,967 1,036 1,525 1,001 1,031 1,016
  Джизакская 1,012 1,026 1,002 0,995 1,000 0,924 1,009 1,053 1,063 0,999 1,161 0,959 1,059 1,041 1,039 0,920 1,224 0,817 1,129 0,970 0,815 0,959
  Кашкадарьинская 0,968 0,988 1,011 0,986 0,979 0,989 0,987 1,017 0,964 0,970 1,048 0,993 0,983 1,005 1,013 1,082 1,059 1,039 0,977 0,877 0,972 1,012
  Навоийская 1,094 0,991 1,105 0,985 1,029 1,050 0,977 0,978 1,000 1,190 1,090 1,414 0,910 1,054 1,117 1,076 0,990 1,040 1,068 1,261 0,725 1,245
  Наманганская 1,021 1,004 1,040 0,978 0,852 1,243 0,980 1,111 1,000 1,043 1,084 0,986 1,134 0,899 1,092 0,998 1,075 0,916 1,087 1,372 0,952 1,063
  Самаркандская 1,010 0,983 0,970 0,979 0,809 0,878 1,330 1,024 1,004 0,994 1,066 0,964 1,037 1,091 1,036 1,059 0,683 1,007 1,092 0,915 0,777 1,076
  Сурхандарьинская 1,084 0,753 0,969 0,817 0,855 0,903 1,031 1,085 1,012 1,020 1,273 0,985 1,086 1,047 0,968 1,098 0,984 0,860 1,094 0,926 1,100 1,067
  Сырдарьинская 1,048 0,982 1,042 0,992 0,969 0,806 1,234 1,049 1,054 1,062 1,237 0,887 1,096 0,968 0,745 0,836 0,829 0,887 0,858 1,698 1,712 0,315
  Ташкентская 1,030 0,931 1,022 1,040 0,951 1,021 0,986 1,020 1,070 1,011 1,098 0,997 1,557 1,093 1,235 0,898 0,981 1,023 1,108 1,381 0,802 1,198
  Ферганская 1,058 0,684 1,302 0,595 0,715 1,007 1,024 1,088 1,005 1,054 1,213 0,961 0,997 1,052 1,029 1,048 0,735 1,020 1,426 0,972 0,810 1,219
  Хорезмская 1,082 0,913 1,088 0,610 1,002 0,955 1,249 1,061 1,051 1,006 1,085 0,990 1,178 0,935 1,047 1,206 0,961 0,984 0,852 0,918 0,985 1,448
  г.Ташкент 0,817 0,622 1,270 0,931 0,795 0,972 1,056 1,094 1,107 1,110 1,039 1,024 1,647 0,963 1,119 1,213 0,710 1,314 1,266 1,622 0,414 1,407
4 Индикатор 11.5.1. Число погибших, пропавших без вести и пострадавших непосредственно в результате бедствий на 100 000 человек. 0,04 0,04 0,02 0,11 0,03 0,06 0,03 0,01 0,04 0,05 0,05 0,23 0,04 0,02 0,00 0,06 0,06 0,03 0,03 0,01 0,11 0,048
5 Индикатор 11.5.2.1. Прямые экономические потери в результате бедствий в % к ВВП. 0,460 0,310 0,034 0,019 0,004 0,004 0,003 0,009 0,004 0,004 0,002 0,008 0,006 0,037 0,000 0,000 0,003 0,000 0,002 0,000 0,024  
6 Индикатор 11.6.1. Доля коммунально-бытовых твердых отходов, которые собираются и удаляются на контролируемых объектах, от общей массы коммунально-бытовых твердых отходов, в разбивке по городам. - - - - - - - - - - - - - - - - - 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
7 Индикатор 11.7.1.1. Площадь парков культуры и отдыха на душу населения городов. - - - - 1,10 1,03 0,99 0,99 0,59 0,75 1,22 1,22 1,27 1,15 1,18 1,17 1,14 1,10 1,06 1,03 1,00 0,71

Скачать (XLS, 90 КВ)