В 2011 году 41 страна испытывала водный стресс (нехватка воды приемлемого качества для питьевых и хозяйственных нужд) - 10 из которых близки к истощению своих запасов возобновляемой пресной воды и теперь должны полагаться на альтернативные источники. Возрастающая засуха и опустынивание усугубляют ситуацию. Прогнозируется, что к 2050 годупо крайней мере один из четырех человек ощутит на себе последствия дефицита воды.
Обеспечение всеобщего доступа к безопасной и доступной питьевой воде к 2030 году потребует инвестиции в адекватную инфраструктуру, улучшение санитарии и гигиены на всех уровнях. Для смягчения проблемы нехватки воды необходима защита и восстановление экосистем, таких как леса, горы, водно-болотные угодья и реки. Особенно важно повысить уровень осведомлённости о проблемах водопользования. Повысить эффективность водопользования можно через развитие инновационных технологий в сфере забора вод и отведения стоков, а также увеличения доли повторно используемой воды и качества её обработки не только для питьевых, но и технологических и сельскохозяйственных нужд. При этом важную роль играет экон,омическая доступность новых технологий для всех слоёв населения.
Узбекистан является государством, расположенным в полузасушливом регионе, которое получает 80% от необходимых объемов водных ресурсов из соседних стран, расположенных в верховьях рек. Находясь ниже по течению рек, Узбекистан использует на нужды своего сельского хозяйства воду из двух основных трансграничных рек (Сырдарья и Амударья). Страна очень сильно зависит от орошаемого земледелия, которое составляет около 17% от ВВП. Сельское хозяйство предоставляет рабочие места, напрямую и косвенно, примерно для 40% населения Узбекистана и практически полностью зависит от орошения всех основных культур. Общее годовое потребление воды в Узбекистане в среднем составляет 51 км3, из которых около 46,8 км3 или 90% используется в сельском хозяйстве.
Оценка будущего спроса на воду показывает, что уже сегодня потребность в воде для орошения и других нужд не удовлетворяется полностью, а в условиях изменения климата дефицит водных ресурсов в Центральной Азии значительно возрастет. Даже при увеличении бассейнов стока рек Амударьи и Сырдарьи, объем воды не будет удовлетворять растущую потребность. Дефицит составит в этом случае 8%, а при неизменном стоке – 15%. Но если сток сократится, то дефицит достигнет 33%.
Согласно официальным данным, примерно 88% городского и 79% сельского населения имеют доступ к водопроводной воде. Однако, только 17% пользователей имеют непрерывный доступ, а более 65 процентов пользователей получают воду менее шести часов в день. Ситуация особенно тяжела в сельских районах, где часто встречается регулярная поломка оборудования, либо централизованная система водоснабжения вообще отсутствует.
По сравнению с доступом к услугам центрального питьевого водоснабжения, доступ к услугам центральной городской канализации значительно более ограничен. По оценкам, эффективный коэффициент охвата составляет 17% и ограничен примерно 70 городами. Построенная в 70-х и 80-х годах прошлого века она, в значительной степени, устарела и находится в плохом состоянии. Мощность очистки сточных вод также сильно упала, что часто затрудняет удаление загрязнений.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 6.1. К 2030 году обеспечить всеобщий и равный доступ к чистой питьевой воде для всех.
Задача 6.2. К 2030 году обеспечить всеобщий и равный доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим средствам, особое внимание, уделяя потребностям социально уязвимых слоев населения.
Задача 6.3. К 2030 году значительно снизить любое загрязнение водной среды, в том числе в результате деятельности деятельности на суше, и увеличить масштабы безопасного повторного использования сточных вод.
Задача 6.4. К 2030 году существенно повысить эффективность водопользования во всех секторах экономики.
Задача 6.5. К 2030 году обеспечить комплексное управление водными ресурсами на всех уровнях, в том числе при необходимости на основе трансграничного сотрудничества.
Задача 6.6. К 2030 году обеспечить охрану и восстановление связанных с водой экосистем, в том числе гор, лесов, водно-болотных угодий, рек, водоносных горизонтов и озер.
Задача 6.b. Поддерживать и укреплять участие органов самоуправления граждан в улучшении водного хозяйства и санитарии.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||
1 | Индикатор 6.2.1. Доля населения, использующего а) организованные с соблюдением требований безопасности услуги санитарии, b) устройства для мытья рук с мылом и водой: | ||||||||||||||||||||||
a) организованные с соблюдением требований безопасности услуги санитарии; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 97,6 | 95,5 | 95,9 | 92,7 | |
b) устройства для мытья рук с мылом и водой. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 95,3 | 97,1 | 99,6 | 96,2 | |
2 | Индикатор 6.3.1. Доля безопасно очищаемых сточных вод. | 75,7 | 83,0 | 85,1 | 87,1 | 86,6 | 88,1 | 88,7 | 89,8 | 81,9 | 84,4 | 86,5 | 86,6 | 93,1 | 92,5 | 92,6 | 93,5 | 94,1 | 92,2 | 93,3 | 92,1 | 92,4 | 92,2 |
3 | Индикатор 6.3.2. Индекс загрязнения воды (ИЗВ). | 1,25 | 1,12 | 1,02 | 1,07 | 1,01 | 0,95 | 1,08 | 1,13 | 1,32 | 1,41 | 1,25 | 1,26 | 1,13 | 1,24 | 1,37 | 1,32 | 1,21 | 1,35 | 1,54 | 1,58 | 1,56 | 1,52 |
4 | Индикатор 6.4.2. Уровень нагрузки на водные ресурсы: забор пресной воды в процентном отношении к имеющимся запасам пресной воды. | 150,8 | 150,8 | 150,8 | 141,8 | 141,8 | 141,8 | 141,8 | 141,8 | 143,9 | 143,9 | 143,9 | 143,9 | 143,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 | 168,9 |
5 | Индикатор 6.5.1. Степень внедрения комплексного управления водными ресурсами (от 0 до 100). | 40 | 40 | 40 | 40 | 45 | 47 | 47 | 47 | 48 | 49 | 48 | 48 | 48 | 48 | 45 | 45 | 45 | 45 | 49 | 49 | 49 | 55 |