В 2011 году 41 страна испытывала водный стресс (нехватка воды приемлемого качества для питьевых и хозяйственных нужд) - 10 из которых близки к истощению своих запасов возобновляемой пресной воды и теперь должны полагаться на альтернативные источники. Возрастающая засуха и опустынивание усугубляют ситуацию. Прогнозируется, что к 2050 годупо крайней мере один из четырех человек ощутит на себе последствия дефицита воды.
Обеспечение всеобщего доступа к безопасной и доступной питьевой воде к 2030 году потребует инвестиции в адекватную инфраструктуру, улучшение санитарии и гигиены на всех уровнях. Для смягчения проблемы нехватки воды необходима защита и восстановление экосистем, таких как леса, горы, водно-болотные угодья и реки. Особенно важно повысить уровень осведомлённости о проблемах водопользования. Повысить эффективность водопользования можно через развитие инновационных технологий в сфере забора вод и отведения стоков, а также увеличения доли повторно используемой воды и качества её обработки не только для питьевых, но и технологических и сельскохозяйственных нужд. При этом важную роль играет экон,омическая доступность новых технологий для всех слоёв населения.

Узбекистан является государством, расположенным в полузасушливом регионе, которое получает 80% от необходимых объемов водных ресурсов из соседних стран, расположенных в верховьях рек. Находясь ниже по течению рек, Узбекистан использует на нужды своего сельского хозяйства воду из двух основных трансграничных рек (Сырдарья и Амударья). Страна очень сильно зависит от орошаемого земледелия, которое составляет около 17% от ВВП. Сельское хозяйство предоставляет рабочие места, напрямую и косвенно, примерно для 40% населения Узбекистана и практически полностью зависит от орошения всех основных культур. Общее годовое потребление воды в Узбекистане в среднем составляет 51 км3, из которых около 46,8 км3 или 90% используется в сельском хозяйстве.

Оценка будущего спроса на воду показывает, что уже сегодня потребность в воде для орошения и других нужд не удовлетворяется полностью, а в условиях изменения климата дефицит водных ресурсов в Центральной Азии значительно возрастет. Даже при увеличении бассейнов стока рек Амударьи и Сырдарьи, объем воды не будет удовлетворять растущую потребность. Дефицит составит в этом случае 8%, а при неизменном стоке – 15%. Но если сток сократится, то дефицит достигнет 33%.

Согласно официальным данным, примерно 88% городского и 79% сельского населения имеют доступ к водопроводной воде. Однако, только 17% пользователей имеют непрерывный доступ, а более 65 процентов пользователей получают воду менее шести часов в день. Ситуация особенно тяжела в сельских районах, где часто встречается регулярная поломка оборудования, либо централизованная система водоснабжения вообще отсутствует.

По сравнению с доступом к услугам центрального питьевого водоснабжения, доступ к услугам центральной городской канализации значительно более ограничен. По оценкам, эффективный коэффициент охвата составляет 17% и ограничен примерно 70 городами. Построенная в 70-х и 80-х годах прошлого века она, в значительной степени, устарела и находится в плохом состоянии. Мощность очистки сточных вод также сильно упала, что часто затрудняет удаление загрязнений.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 6.1. К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к безопасной питьевой воде.

Задача 6.2. К 2030 году обеспечить всеобщий и равноправный доступ к надлежащим санитарно-гигиеническим средствам, особое внимание, уделяя потребностям социально уязвимых слоев населения.

Задача 6.3. К 2030 году значительно снизить любое загрязнение водной среды, в том числе вследствие деятельности на суше, и увеличить масштабы безопасного повторного использования сточных вод.

Задача 6.4. К 2030 году существенно повысить эффективность водопользования во всех секторах экономики.

Задача 6.5. К 2030 году обеспечить комплексное управление водными ресурсами на всех уровнях, в том числе при необходимости на основе трансграничного сотрудничества.

Задача 6.6. К 2030 году обеспечить охрану и восстановление связанных с водой экосистем, в том числе гор, лесов, водно-болотных угодий, рек, водоносных горизонтов и озер.

Задача 6.b. Поддерживать и укреплять участие органов самоуправления граждан в улучшении водного хозяйства и санитарии.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Индикатор 6.2.1. Доля населения, использующего a) организованные с соблюдением требований безопасности услуги санитарии, b) устройства для мытья рук с мылом и водой.                                          
  a) доля населения, использующего организованные с соблюдением требований безопасности услуги санитарии; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 97,6 95,5 95,9
  b) доля населения, использующего устройства для мытья рук с мылом и водой. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,3 97,1 99,6
2 Индикатор 6.3.1. Доля безопасно очищаемых сточных вод. 75,7 83,0 85,1 87,1 86,6 88,1 88,7 89,8 81,9 84,4 86,5 86,6 93,1 92,5 92,6 93,5 94,1 92,2 93,3 92,1 92,4
3 Индикатор 6.3.2. Индекс загрязнения воды (ИЗВ). 1,25 1,12 1,02 1,07 1,01 0,95 1,08 1,13 1,32 1,41 1,25 1,26 1,13 1,24 1,37 1,32 1,21 1,35 1,54 1,58 1,56
4 Индикатор 6.4.2.  Уровень нагрузки на водные ресурсы: забор пресной воды в процентном отношении к имеющимся запасам пресной воды. 150,8 150,8 150,8 141,8 141,8 141,8 141,8 141,8 143,9 143,9 143,9 143,9 143,9 168,9 168,9 168,9 168,9 168,9 168,9 168,9 168,9
5 Индикатор 6.5.1.  Степень внедрения комплексного управления водными ресурсами (от 0 до 100) 40 40 40 40 45 47 47 47 48 49 48 48 48 48 45 45 45 45 49 49 49

Скачать (XLS, 90 КВ)