There is no country in the world that does not experience the dramatic effects of climate change. Greenhouse gas emissions continue to grow and currently exceed the 1990 level by more than 50 percent. In addition, global warming is causing long-term changes in our climate system, thereby threatening irreversible consequences.

Changes in temperature, sea level rise, periods of abnormal heat in winter or cold in summer, heat waves, weekly heavy rains, droughts, floods, extinction of plant and animal species are just some of the effects of climate change. It affects almost all aspects of human life - economy, economy, health. This problem will affect everyone - from a small farmer to a businessman, but especially the poor and vulnerable segments of the population, as well as women, children and the elderly.

The annual losses from tsunamis, tropical cyclones and floods amount to hundreds of billions of dollars.

Helping more vulnerable regions, landlocked countries, and island states to adapt to climate change must go hand in hand with efforts to reduce the risk of climate disasters. It is necessary to limit the increase in global average temperature to within two degrees Celsius, which will require political will and a wide range of technological measures.

Climate change cannot be stopped, but its negative effects can be mitigated. Economic losses due to climate change by 2030 are measured in the amount of 3.2% of global GDP. Measures to combat climate change will create more jobs and increase wealth.

Uzbekistan is among the countries most vulnerable to climate change. Since 1880 the average annual temperature in the country has increased by 1.6 degrees Celsius (from 13.2 to 14.8 degrees), exceeding the global average. It is predicted that in 2030-2050 the temperature in the Central Asian region may increase by another 1.5-3 degrees Celsius. Here, the largest temperature increase is expected in Prearalie, because specific local climatic changes are taking place there due to the desiccation of the Aral Sea.

Climate change and the natural disasters triggered by this process pose certain risks to food security, the well-being of the population and the development of Uzbekistan, a country where the contribution of the agricultural sector to GDP remains quite high.

A sharp change in temperature conditions, a decrease in water resources, an increase in natural disasters and a decrease in agricultural productivity are serious risks for the sustainable development of our region. Climate change impacts disproportionately affect the most vulnerable.

A third of the total population lives in areas of natural hydrometeorological disasters (droughts, mudflows, landslides, floods, avalanches, frosts, dust storms, heat waves), where the situation may worsen due to increased precipitation, temperature and evaporation.

The Ministry of Emergency Situations report on the work carried out in 2020 to protect the population and territories of Uzbekistan from emergencies noted that there were 53 natural emergencies in the country in 2020.

Direct economic losses due to natural disasters in GDP amounted to 0.024 percent. In the global volume of CO2 emissions into the atmosphere, the share of Uzbekistan decreased from 0.27 percent in 2018 to 0.25 percent in 2019.

National Tasks

Target 13.2. Integrate climate change measures into national policies, strategies and planning paying a special attention to the measures implemented in Aral region.

Target 13.3. Improve education, awareness-raising and human and institutional capacity on climate change mitigation, adaptation, impact reduction and early warning.

National indicators

NATIONAL INDICATORS 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 Indicator 13.2.1.1. Comprehensive development programs and strategies that include measures and actions to reduce greenhouse gas emissions and improve climate resilience. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2 2 15

download (XLS, 90 КВ)

В мире нет страны, которая не испытывает резких последствий изменения климата. Выбросы парниковых газов продолжают расти и в настоящее время превышают уровень 1990 года более чем на 50 процентов. Кроме того, глобальное потепление вызывает долговременные изменения в нашей климатической системе, тем самым угрожая необратимыми последствиями.

Изменение температуры, повышение уровня моря, периоды аномальной жары зимой или холода летом, волны жары, недельные проливные дожди, засухи, наводнения, исчезновение растительных и животных видов – это только некоторые из последствий изменения климата. Оно затрагивает практически все стороны жизни человека - хозяйство, экономику, здоровье. Эта проблема повлияет на всех — от мелкого фермера до бизнесмена, но особенно на бедные и уязвимые слои населения, а также женщин, детей и престарелых.

Ежегодные потери от цунами, тропических циклонов и наводнений составляют сотни миллиардов долларов.

Помощь более уязвимым регионам, странам, не имеющих выхода к морю, а также  островным государствам в адаптации к изменению климата должна идти параллельно с усилиями по уменьшению опасности климатических бедствий. Необходимо ограничить рост средней температуры во всем мире в пределах двух градусов Цельсия для чего потребуется политическая воля и широкий спектр технологических мер.

Изменение климата невозможно остановить, но смягчить его негативные последствия можно. Экономические потери из-за изменения климата к 2030 году измеряются в сумме 3,2% мирового ВВП. Меры, по борьбе с изменением климата позволят создать большее количество рабочих мест и повысить уровень благосостояния.

Узбекистан – в числе стран, наиболее уязвимых к изменению климата. С 1880 года среднегодовая температура в стране повысилась на 1,6 градусов Цельсия (с 13,2 до 14,8 градусов), что превышает средние темпы роста на планете. Прогнозируется, что в 2030-2050 гг. температура воздуха в регионе Центральной Азии может возрасти еще на 1,5-3 градуса. Здесь наибольшее повышение температуры воздуха ожидается в Приаралье, потому что из-за высыхания Арала там происходят специфические местные климатические изменения.

Изменение климата и стихийные бедствия, спровоцированные этим процессом, представляют определенные риски для обеспечения продовольственной безопасности, повышения благосостояния населения и для развития Узбекистана – страны, в которой вклад сельскохозяйственного сектора в ВВП остается достаточно высоким.

Резкое изменение температурных режимов, уменьшение водных ресурсов, увеличение природных катаклизмов и снижение производительности сельского хозяйства являются серьезными рисками для устойчивого развития нашего региона. Последствия изменения климата непропорционально воздействуют на наиболее уязвимые слои населения.                                      

Треть всего населения живет в районах естественных гидрометеорологических бедствий (засухи, сели, оползни, наводнения, лавины, морозы, пыльные бури, тепловые волны), где ситуация может ухудшаться в связи с увеличением интенсивности осадков, температуры и испарения.

В отчете Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан о выполненных работах в 2020 году по защите населения и территорий Республики Узбекистан от чрезвычайных ситуаций отмечено, что в 2020 году в стране зафиксированно 53 чрезвычайных ситуации природного характера.

Прямые экономические потери в результате стихийных бедствий в ВВП составили 0,024 %. В глобальном объеме выбросов CO2 в атмосферу доля Узбекистана снизилась с 0,27 % в 2018 году до 0,25% в 2019 году.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 13.2. Включить меры реагирования на изменение климата в политику, стратегию развития на национальном уровне, уделяя особое внимание мерам, реализуемым в зоне Приаралья.

Задача 13.3. Улучшить просвещенность и информированность, а также возможности людей и учреждений, организаций и предприятий по предотвращению последствий изменения климата, адаптации к ним и раннему предупреждению рисков опасных климатических явлений.

Национальные индикаторы

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
1 Индикатор 13.2.1.1. Наличие комплексных программ и стратегий развития, предусматривающих меры и действия, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и повышение уровня климатоустойчивости.  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2 2 15

Скачать (XLS, 90 КВ)