До пандемии в большинстве стран доходы наименее обеспеченных 40 процентов населения росли быстрее, чем в среднем по стране. Последствия пандемии и неравномерное восстановление в различных регионах мира угрожают обратить эту тенденцию вспять и еще больше усугубить глобальное неравенство. Рекордное число людей вынуждены бежать от конфликтов и экономических трудностей. К середине 2022 года каждый 251-й человек в мире был беженцем, что является самым высоким из когда-либо зарегистрированных показателей. Достижение цели 10 требует согласованных усилий по устранению коренных причин неравенства в оплате труда и неравного доступа к ресурсам как внутри стран, так и между ними.
В целях недопущения резкого социального расслоения общества за годы независимости в Узбекистане реализован комплекс мер по поддержанию на оптимальном уровне дифференциации доходов отдельных слоев населения.
Результаты принятых мер в Узбекистане способствовали последовательному снижению и стабилизации на оптимальном уровне дифференциации доходов населения. Так, соотношение доходов 10 % наиболее и наименее обеспеченных слоев населения – децильный коэффициент – снизился с 21,1 раз в 2001 году до 6,9 раз в 2020 году. За этот период другой показатель дифференциации доходов населения – квинтильный коэффициент – уменьшился с 9,9 раз в 2001 году до 4,5 раз в 2020 году.
Общепринятый в мировой практике показатель, характеризующий расслоение доходов – индекс Джини – снизился за 2001-2020 гг. с 0,395, до 0,276 при пороговом значении, рекомендованном ООН 0,35-0,37 и оптимальном уровне 0,25-0,26.
Вместе с этим, региональный дисбаланс в социально-экономическом росте внутри страны остается актуальной проблемой. ВВП на душу населения в городе Ташкент в 4 раза превышает показатели Сурхандарьинской области.
В целях обеспечения равномерного распределения результатов экономического роста Узбекистан будет стремиться к достижению темпа роста доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 10.1. К 2030 году постепенно достичь и поддерживать рост доходов, наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.
Задача 10.2. Поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, наличия инвалидности, национальности, религии и социального положения.
Задача 10.3. Обеспечить на практике полное и неукоснительное выполнение законов и нормативных актов по антидискриминационным нормам, особенно в отношении людей, находящихся в социально уязвимом положении.
Задача 10.4. Принять соответствующую политику, особенно бюджетно-налоговую политику и политику в вопросах заработной платы и социальной защиты, и постепенно добиваться обеспечения большего равенства.
Задача 10.7. Содействовать упорядоченной, безопасной, управляемой трудовой миграции и эффективной миграционной политике.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Национальные индикаторы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
1 | Индикатор 10.1.1. Темпы роста расходов домохозяйств или доходов на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения и среди населения в целом (в процентах). | |||||||||||||||||||||||||
a) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения; | - | - | - | - | - | 136.8 | 131.6 | 136.6 | 142.7 | 146.2 | 148.2 | 148.1 | 140.7 | 136.9 | 138.3 | 135.6 | 125.6 | 119.0 | 118.5 | 116.9 | 114.9 | 122.4 | 123.4 | 124.7 | 124.3 | |
b) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди всего населения. | 155.8 | 149.8 | 142.4 | 123.4 | 117.3 | 124.8 | 131.5 | 128.4 | 133.5 | 132.5 | 129.2 | 133.6 | 119.6 | 119.2 | 114.0 | 113.7 | 114.9 | 117.7 | 124.8 | 119.3 | 110.9 | 122.4 | 119.1 | 113.0 | 116.1 | |
2 | Индикатор 10.2.1. Доля людей с доходом ниже 50 процентов медианного дохода в разбивке по возрасту и полу. | 25.8 | 21.9 | 21.0 | 22.0 | 22.2 | 22.3 | 21.4 | 14.9 | 16.5 | 15.9 | 12.7 | 11.5 | 11.6 | 11.0 | 8.8 | 8.6 | 8.2 | 8.1 | 7.8 | 9.1 | 10.0 | 10.7 | 9.0 | 9.6 | 9.8 |
3 | Индикатор 10.3.1. Доля лиц, сообщивших о том, что в последние 12 месяцев они лично подвергались дискриминации или преследованиям на основаниях, дискриминация по которым запрещена в соответствии с международными стандартами в области прав человека. 1) | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9.5 | - | - |
4 | Индикатор 10.4.1. Доля оплаты труда наемных работников в процентном отношении к ВВП. 2) | 35.1 | 34.7 | 33.6 | 31.7 | 29.8 | 30.7 | 29.8 | 29.9 | 29.0 | 29.2 | 24.7 | 24.8 | 26.8 | 27.3 | 25.8 | 25.3 | 25.3 | 20.0 | 20.2 | 22.2 | 22.3 | 22.8 | 23.5 | 24.3 | - |
5 | Индикатор 10.7.1. Затраты работника на трудоустройство в процентах от его месячного дохода в стране назначения: | |||||||||||||||||||||||||
Россия; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 24.8 | 26.2 | 27.4 | 22.0 | 24.9 | 23.3 | 20.8 | 19.7 | |
Казахстан; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6.7 | 6.8 | 7.0 | 5.0 | 11.7 | 7.9 | 8.5 | 7.9 | |
Турция; | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 9.1 | 9.6 | 9.8 | 8.3 | 14.6 | 12.9 | 10.6 | 9.5 | |
Южная Корея. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 6.7 | 5.9 | 6.1 | 8.8 | 11.7 | 7.3 | 6.4 | 6.1 | |
6 | Индикатор 10.7.2. Доля трудовых мигрантов, добровольно зарегистрированных при выезде из страны и выезжающих по организованному набору работников в их общей численности (в процентах). | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 0.15 | 2.0 | 5.6 | 8.2 | 9.8 | 10.6 | 9.2 | 11.9 |
7) По результатам обследования MICS учитываются женщины в возрасте 15-49 лет
9) По отдельным годам данные были пересчитаны