Мир выбился из графика выполнения задач в области образования еще до пандемии COVID-19. По оценкам, 84 млн детей и молодых людей по-прежнему не будут посещать школу, а примерно 300 млн учащихся так и не обретут базовых навыков счета и грамотности, необходимых для достижения успеха в жизни. Для достижения цели 4 необходимо переформатировать системы образования и сделать финансирование образования одним из приоритетных направлений национальной инвестиционной деятельности.

Показатель участия в организованном обучении за год до достижения официального возраста поступления в начальную школу остается на уровне около 75 процентов, что все еще далеко от выполнения задачи обеспечить к 2030 году всем девочкам и мальчикам доступ к качественному дошкольному обучению.

Примерно четверть начальных школ во всем мире не была обеспечена основными услугами, такими как электроснабжение, снабжение питьевой водой и базовые средства санитарии.

Более 14 процентов учителей во всем мире все еще не имеют квалификации, соответствующей национальным нормам, причем с 2015 года ситуация практически не улучшилась.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8 %. В свою очередь, если охват детей дошкольным образованием в 2011 году составил 18,2 %, то в 2020 году этот показатель вырос до 50,9 %.  Также, доля учителей с высшим педагогическим образованием в общеобразовательных учреждениях увеличилась с 94,2 % в 2011 году до 99,1 % в 2020 году. Кроме того, можно наблюдать рост доли учителей с педагогическим образованием в дошкольном образовании с 95 % в 2011 году до 98,3 % в 2020 году. При этом сохраняется высокий уровень грамотности и обеспечивается существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В свою очередь, прием в высшие учебные заведения значительно отстает от показателей стран с аналогичным уровнем развития. Что касается охвата высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше, несмотря на то, что этот показатель в 2011-2020 годах увеличился с 14,4 % до 16,5 %, Узбекистан также отстает от стран региона и мира и в настоящее время планирует поэтапно расширять охват. Следует отметить, что существует значительный разрыв в функциональных компетенциях учителей городских и сельских образовательных учреждений, и не разработана надлежащая система оценки качества образования.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем, чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельности.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью, улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с инвалидностью, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые им для оказания содействия устойчивому развитию.

Задача 4.а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4.b. К 2030 году принять меры по увеличению кредитов и грантов, в том числе международных кредитов и грантов, выделяемых на обучение в высших учебных заведениях.

Задача 4.с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе за счет международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1 Индикатор 4.2.1. Доля детей в возрасте от трех до пяти лет, которые развиваются должным образом в плане здоровья, обучения и психосоциального благополучия в разрезе по полу: 5)                                              
  а) всего детей; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 82,6
  b) девочки; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 86,2
  c) мальчики. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 79,3
2 Индикатор 4.2.2. Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе по полу:                                              
  а) всего детей; 13,8 14,2 14,8 15,1 15,7 15,5 16,5 20,8 18,9 19,7 18 18,6 22,4 20,5 21,8 21,9 29,7 30,8 40,6 62,7 68,0 75,1 84,2
  b) девочки; - - - - - - - 20,9 18,9 19,7 17,8 18,4 22,6 19,8 20,1 21,6 28,8 30,6 39,8 62,6 68,5 76,4 83,4
  c) мальчики. - - - - - - - 20,6 18,8 19,7 18,2 18,7 19,5 21,2 21,5 22,6 30,5 31,0 41,2 62,8 67,5 73,9 85,0
3 Индикатор 4.4.1. Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий, в разбивке по видам навыков: 8)                                              
  Копирование или перемещение файла или папки; - - - - - - - - - - - - - - - - - 38,3 39,4 39,7 39,7 43,5 43,9
  Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе; - - - - - - - - - - - - - - - - - 19,3 22,4 22,7 23,3 23,6 24,1
  Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например документ, фотография, видео); - - - - - - - - - - - - - - - - - 13,8 14,1 14,2 15,2 15,6 15,9
  Использование основных арифметических формул в электронной таблице; - - - - - - - - - - - - - - - - - 10,0 10,5 11,1 14,0 14,4 14,7
  Подключение и установка новых устройств (например модема, камеры, принтера); - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,8 5,4 5,5 4,8 6,8 7,2
  Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения; - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,5 4,6 4,6 5,1 5,4 5,8
  Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы); - - - - - - - - - - - - - - - - - 5,7 6,7 6,8 7,2 7,4 7,8
  Передача файлов между компьютером и другими устройствами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 4,3 4,4 4,7 5,0 5,8 6,7
  Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,0 0,0 0,1 0,2 1,2 1,4
4 Индикатор 4.5.1. Индексы паритета (сельская и городская местност, уровень благосостояния) в системе образования:                                              
  a) всего; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,93 0,92 0,92 0,92 0,93
  b) город; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,91 0,94 0,93 0,93 0,91 0,91
  c) село; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,92 0,92 0,92 0,93 0,95
  1 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,92 0,92 0,92 1,07 1,03 1,03
  2 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,97 0,96 0,96 0,91 0,96 0,97
  3 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,90 0,88 0,89 0,90 0,90 0,89
  4 квинтил; - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,88 0,89 0,90 0,93 0,87 0,88
  5 квинтил. - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,78 0,78 0,79 0,78 0,84 0,86
5 Индикатор 4.a.1. Доля школ, обеспеченных:                                              
  a) электроэнергией; 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
  b) доступом к Интернету для учебных целей; 9) - - - - - - - - - - - - - - - - - 87,9 86,3 83,2 78,7 92,5 94,9
  c) компьютерами для учебных целей; - - - - - - - - - - - - - - - - - 87,3 97,0 96,1 97,5 97,7 97,7
  d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26,5 30,5 32,4 38,0 49,8
  e) базовыми источниками питьевой воды; - - - - - - - - - - - - - - - - - 34,4 79,6 81,2 83,0 86,5 88,1
  f) раздельными минимально оборудованными туалетами; - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,4 73,3 76,3 78,9 81,3 86,6
  g) базовыми средствами для мытья рук. - - - - - - - - - - - - - - - - - 59,0 84,2 86,7 89,5 90,9 91,1
6 Индикатор 4.c.1. Доля учителей, обладающих минимально требуемой квалификацией в разбивке по уровню образования:                                              
  1. Дошкольных учреждениях: 10) - - - - - - - - 95,3 95,2 94,7 95,0 98,5 96,3 95,9 97,0 98,0 98,4 95,6 95,8 98,3 98,8 96,1
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,9 98,6 99,0 97,2
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 95,5 95,9 96,3 87,4
  2. Общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование: - - - - - - - - - - 90,2 94,2 95,2 93,5 96,6 97,4 98,8 99,0 99,4 99,3 99,1 99,0 99,0
  a) в государственных учреждениях; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,3 99,1 99,0 99,0
  b) в негосударственных учреждениях. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 99,5 98,3 92,5 94,3

1) По отдельным годам данные были пересчитаны

2) С 2008 по 2017 гг. доля педагогов со средним специальным образованием в общем числе педагогов со средним специальным образованием

12) 2017-2019 гг. доля школ обеспеченных доступом в "ZiyoNet"

Скачать (XLS, 90 КВ)