За последние десятилетия во всем мире были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Несмотря на это, около 100 млн. детей школьного возраста на планете не посещают школу, причем 3/5 из них — девочки. На долю только одной Индии приходится 40 млн. детей, не посещающих начальную школу, что составляет более 1/3 всех детей на планете, неохваченных начальным школьным образованием. Более половины детей, не посещающих школу, живет в африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 617 миллионов молодежи во всем мире не имеет достаточных навыков по математике и чтению. По-прежнему сохраняются значительные диспропорции в доступе к образованию между детьми из бедных и богатых домохозяйств, а также между сельским и городским населением.

Данная цель направлена на обеспечение всеохватывающего и качественного образования и создание условий для обучения на протяжении всей жизни. Реализация этой цели предполагает, что все дети получат бесплатное начальное и среднее образование к 2030 году. ЦУР 4 также направлена на обеспечение равного доступа к получению профессионального обучения, устранив такие проблемы, как гендерное и социальное неравенство с целью достижения общего доступа к качественному высшему образованию.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8%. В результате перехода к обязательной двухуровневой системе среднего образования охват средним специальным профессиональным образованием увеличился с 31,2% в 2002 г. до 99,6% в 2013 г. Наряду с решением вопроса всеобщего доступа, удалось сохранить высокий уровень грамотности, обеспечить существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В то же время, охват дошкольным и высшим образованием значительно отстает от показателей стран со схожим уровнем развития. Охват детей дошкольным обучением остается низким около 18%, хотя наметились тенденции к его увеличению. По охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане составляет 22,7%, в Казахстане – 81,6%, а в странах Южной и Западной Азии - 40%. В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня. Что касается охвата населения системой высшего образования, то по этому показателю, равному 9%, Узбекистан также значительно отстает от стран региона и мира и, в настоящее время, принимает меры по постепенному расширению охвата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятия предпринимательской деятельностью.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с ограниченными возможностями, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию.

Задача 4а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4b. К 2020 году значительно увеличить охват высшим образованием, количество кредитов и грантов, в том числе международных, для обучения в вузах.

Задача 4с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2015 2016 2017 2018 2019
39 Индикатор 4.2.1.2 Доля детей в возрасте от 3 до 6 лет охваченных системой дошкольного образования 20.8 23.8 25.4 32.0 45.6
40 Индикатор 4.2.2 Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе  по полу          
  a) всего 21.9 29.7 30.8 40.6 62.7
  b) мальчики 22.6 30.5 31.0 41.2 62.8
  c) девушки 21.6 28.8 30.6 39.8 62.6
41 Индикатор 4.4.1 Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) в разрезе по типу навыков 1)          
  Копирование или перемещение файла или папки - - 38.3 39.4 39.7
  Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе - - 19.3 22.4 22.7
  Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например, документ, фотография, видео) - - 13.8 14.1 14.2
  Использование основных арифметических формул в электронной таблице - - 10.0 10.5 11.1
  Подключение и установка новых устройств (например, модема, камеры, принтера) - - 4.8 5.4 5.5
  Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения - - 4.5 4.6 4.6
  Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы) - - 5.7 6.7 6.8
  Передача файлов между компьютером и другими устройствами - - 4.3 4.4 4.7
  Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования - - 0.0 0.0 0.1
42 Индикатор 4.5.1 Индексы паритета     ( сельская и городская местности, уровень благосостояния) в системе образования          
  a) всего - - 0.92 0.93 0.92
  d) город - - 0.91 0.94 0.93
  e) село - - 0.92 0.92 0.92
  1 квинтил  - - 0.92 0.92 0.92
  2 квинтил  - - 0.97 0.96 0.96
  3 квинтил  - - 0.90 0.88 0.89
  4 квинтил  - - 0.88 0.89 0.90
  5 квинтил  - - 0.78 0.78 0.79
43 Индикатор 4.a.1 Доля школ обеспеченных:          
  a) электроэнергией - - 99.0 99.2 99.9
  b) доступом к Интернету для учебных целей  - - 87.9 86.3 83.2
  c) компьютерами для учебных целей - - 87.3 97.0 96.1
  d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями - - - 26.5 30.5
  e) базовыми источниками питьевой воды  - - 34.4 79.6 81.2
  f) раздельными минимально оборудованными туалетами  - - 15.4 73.3 76.3
  g) базовыми средствами для мытья рук - - 59.0 84.2 86.7
44 Индикатор 4.b.2 Численность студентов высших образовательных учреждений на 10 000 человек  84 84 91 108 130
45 Индикатор 4.c.1 Доля учителей в:          
  a) в дошкольных учреждениях 2) 97.0 98.0 98.4 95.6 95.8
  b) в общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование 97.4 98.8 99.0 99.4 99.3

 

Скачать (XLS, 90 КВ)