За последние десятилетия во всем мире были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Несмотря на это, около 100 млн. детей школьного возраста на планете не посещают школу, причем 3/5 из них — девочки. На долю только одной Индии приходится 40 млн. детей, не посещающих начальную школу, что составляет более 1/3 всех детей на планете, неохваченных начальным школьным образованием. Более половины детей, не посещающих школу, живет в африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 617 миллионов молодежи во всем мире не имеет достаточных навыков по математике и чтению. По-прежнему сохраняются значительные диспропорции в доступе к образованию между детьми из бедных и богатых домохозяйств, а также между сельским и городским населением.

Данная цель направлена на обеспечение всеохватывающего и качественного образования и создание условий для обучения на протяжении всей жизни. Реализация этой цели предполагает, что все дети получат бесплатное начальное и среднее образование к 2030 году. ЦУР 4 также направлена на обеспечение равного доступа к получению профессионального обучения, устранив такие проблемы, как гендерное и социальное неравенство с целью достижения общего доступа к качественному высшему образованию.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8%. В результате перехода к обязательной двухуровневой системе среднего образования охват средним специальным профессиональным образованием увеличился с 31,2% в 2002 г. до 99,6% в 2013 г. Наряду с решением вопроса всеобщего доступа, удалось сохранить высокий уровень грамотности, обеспечить существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В то же время, охват дошкольным и высшим образованием значительно отстает от показателей стран со схожим уровнем развития. Охват детей дошкольным обучением остается низким около 18%, хотя наметились тенденции к его увеличению. По охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане составляет 22,7%, в Казахстане – 81,6%, а в странах Южной и Западной Азии - 40%. В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня. Что касается охвата населения системой высшего образования, то по этому показателю, равному 9%, Узбекистан также значительно отстает от стран региона и мира и, в настоящее время, принимает меры по постепенному расширению охвата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятия предпринимательской деятельностью.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с ограниченными возможностями, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию.

Задача 4а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4b. К 2020 году значительно увеличить охват высшим образованием, количество кредитов и грантов, в том числе международных, для обучения в вузах.

Задача 4с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Индикатор 4.2.1.2 Доля детей в возрасте от 3 до 6 лет охваченных системой дошкольного образования 18,5 18,2 18,7 18,8 20,3 20,8 23,8 25,4 32,0
Индикатор 4.2.2 Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе  по полу                  
a) всего 18 18,6 22,4 20,5 21,8 21,9 29,7 30,8 40,6
b) мальчики 18,2 18,7 19,5 21,2 21,5 22,6 30,5 31,0 41,2
c) девушки 17,8 18,4 22,6 19,8 20,1 21,6 28,8 30,6 39,8
Индикатор 4.4.1 Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) в разрезе по типу навыков                  
Копирование или перемещение файла или папки - - - - - - - 38,3 39,4
Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе - - - - - - - 19,3 22,4
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например, документ, фотография, видео) - - - - - - - 13,8 14,1
Использование основных арифметических формул в электронной таблице - - - - - - - 10,0 10,5
Подключение и установка новых устройств (например, модема, камеры, принтера) - - - - - - - 4,8 5,4
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения - - - - - - - 4,5 4,6
Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы) - - - - - - - 5,7 6,7
Передача файлов между компьютером и другими устройствами - - - - - - - 4,3 4,4
Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования - - - - - - - 0,0 0,0
Индикатор 4.5.1 Индексы паритета (по полу сельские/городские, уровень благосостояния,) в системе образования                  
a) всего - - - - - - - 0,92 0,93
d) город - - - - - - - 0,91 0,94
e) село - - - - - - - 0,92 0,92
1 квинтил  - - - - - - - 0,92 0,92
2 квинтил  - - - - - - - 0,97 0,96
3 квинтил  - - - - - - - 0,90 0,88
4 квинтил  - - - - - - - 0,88 0,89
5 квинтил  - - - - - - - 0,78 0,78
Индикатор 4.a.1 Доля школ обеспеченных:                  
a) электроэнергией - - - - - - - 99,0 99,2
b) доступом к Интернету для учебных целей  - - - - - - - 87,9 86,3
c) компьютерами для учебных целей - - - - - - - 87,3 97,0
d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями - - - - - - - - 26,5
e) базовыми источниками питьевой воды  - - - - - - - 34,4 79,6
f) раздельными минимально оборудованными туалетами  - - - - - - - 15,4 73,3
g) базовыми средствами для мытья рук - - - - - - - 59,0 84,2
Индикатор 4.b.2 Численность студентов высших образовательных учреждений на 10 000 человек 94 86 86 85 84 84 84 91 108,0
Индикатор 4.c.1 Доля учителей в:                  
a) в дошкольных учреждениях 94,7 95,0 98,5 96,3 95,9 97,0 98,0 98,4 95,6
b) в общеобразовательных учреждениях 90,2 94,2 95,2 93,5 96,6 97,4 98,8 99,0 99,4

 

Скачать (XLS, 90 КВ)