За последние десятилетия во всем мире были достигнуты большие успехи в сфере расширения доступа к образованию на всех уровнях и увеличения охвата школьным обучением, в частности, женщин и девочек.

Несмотря на это, около 100 млн. детей школьного возраста на планете не посещают школу, причем 3/5 из них — девочки. На долю только одной Индии приходится 40 млн. детей, не посещающих начальную школу, что составляет более 1/3 всех детей на планете, неохваченных начальным школьным образованием. Более половины детей, не посещающих школу, живет в африканских странах, расположенных к югу от Сахары. 617 миллионов молодежи во всем мире не имеет достаточных навыков по математике и чтению. По-прежнему сохраняются значительные диспропорции в доступе к образованию между детьми из бедных и богатых домохозяйств, а также между сельским и городским населением.

Данная цель направлена на обеспечение всеохватывающего и качественного образования и создание условий для обучения на протяжении всей жизни. Реализация этой цели предполагает, что все дети получат бесплатное начальное и среднее образование к 2030 году. ЦУР 4 также направлена на обеспечение равного доступа к получению профессионального обучения, устранив такие проблемы, как гендерное и социальное неравенство с целью достижения общего доступа к качественному высшему образованию.

Ключевая задача ЦУР 4 – сохранение всеобщего доступа и повышение качества образования на всех уровнях. С 1991 года охват начальным и общим средним образованием в Узбекистане имел устойчиво высокие значения на уровне 98-99,8%. В результате перехода к обязательной двухуровневой системе среднего образования охват средним специальным профессиональным образованием увеличился с 31,2% в 2002 г. до 99,6% в 2013 г. Наряду с решением вопроса всеобщего доступа, удалось сохранить высокий уровень грамотности, обеспечить существенный рост успеваемости в среднем образовании.

В то же время, охват дошкольным и высшим образованием значительно отстает от показателей стран со схожим уровнем развития. Охват детей дошкольным обучением остается низким около 18%, хотя наметились тенденции к его увеличению. По охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане составляет 22,7%, в Казахстане – 81,6%, а в странах Южной и Западной Азии - 40%. В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня. Что касается охвата населения системой высшего образования, то по этому показателю, равному 9%, Узбекистан также значительно отстает от стран региона и мира и, в настоящее время, принимает меры по постепенному расширению охвата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 4.1. К 2030 году поднять на качественно новый уровень начальное и общее среднее образование, позволяющее добиться востребованных и эффективных результатов обучения при сохранении всеобщего охвата.

Задача 4.2. К 2030 году обеспечить всем девочкам и мальчикам доступ к улучшенным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.

Задача 4.3. К 2030 году обеспечить всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному и дополнительному образованию.

Задача 4.4. К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, в том числе профессионально техническими, для трудоустройства, получения достойной работы и занятия предпринимательской деятельностью.

Задача 4.5. Обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для лиц с инвалидностью улучшением условий учебных заведений, учитывающих интересы детей с ограниченными возможностями, обеспечение безопасной и эффективной среды обучения для всех.

Задача 4.7. К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся и студенты приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию.

Задача 4а. Улучшение условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную и эффективную среду обучения для всех.

Задача 4b. К 2020 году значительно увеличить охват высшим образованием, количество кредитов и грантов, в том числе международных, для обучения в вузах.

Задача 4с. К 2030 году значительно увеличить число квалифицированных учителей (преподавателей), в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей и преподавателей.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2014 2015 2016 2017 2018
Индикатор 4.2.1.2 Доля детей в возрасте от 3 до 6 лет охваченных системой дошкольного образования 20,3 20,8 23,8 25,4 32,0
Индикатор 4.2.2 Уровень участия детей в организованном обучении (за один год до официального возраста поступления в начальную школу) в разрезе  по полу          
a) всего 21,8 21,9 29,7 30,8 40,6
b) мальчики 21,5 22,6 30,5 31,0 41,2
c) девушки 20,1 21,6 28,8 30,6 39,8
Индикатор 4.4.1 Доля молодых и взрослых людей, обладающая навыками в области информационно-коммуникационных технологий  (ИКТ) в разрезе по типу навыков 1)          
Копирование или перемещение файла или папки - - - 38,3 39,4
Использование инструментов копирования и вставки для дублирования или перемещения информации в документе - - - 19,3 22,4
Отправка электронной почты с прикрепленными файлами (например, документ, фотография, видео) - - - 13,8 14,1
Использование основных арифметических формул в электронной таблице - - - 10,0 10,5
Подключение и установка новых устройств (например, модема, камеры, принтера) - - - 4,8 5,4
Поиск, загрузка, установка и настройка программного обеспечения - - - 4,5 4,6
Создание электронных презентаций с презентационным программным обеспечением (включая изображения, звук, видео или диаграммы) - - - 5,7 6,7
Передача файлов между компьютером и другими устройствами - - - 4,3 4,4
Создание компьютерной программы, используя специальный язык программирования - - - 0,0 0,0
Индикатор 4.5.1 Индексы паритета     ( сельская и городская местности, уровень благосостояния) в системе образования          
a) всего - - - 0,92 0,93
d) город - - - 0,91 0,94
e) село - - - 0,92 0,92
1 квинтил  - - - 0,92 0,92
2 квинтил  - - - 0,97 0,96
3 квинтил  - - - 0,90 0,88
4 квинтил  - - - 0,88 0,89
5 квинтил  - - - 0,78 0,78
Индикатор 4.a.1 Доля школ обеспеченных:          
a) электроэнергией - - - 99,0 99,2
b) доступом к Интернету для учебных целей  - - - 87,9 86,3
c) компьютерами для учебных целей - - - 87,3 97,0
d) адаптированной инфраструктурой и материалами для учащихся с ограниченными возможностями - - - - 26,5
e) базовыми источниками питьевой воды  - - - 34,4 79,6
f) раздельными минимально оборудованными туалетами  - - - 15,4 73,3
g) базовыми средствами для мытья рук - - - 59,0 84,2
Индикатор 4.b.2 Численность студентов высших образовательных учреждений на 10 000 человек  84 84 84 91 108,0
Индикатор 4.c.1 Доля учителей в:          
a) в дошкольных учреждениях 2) 95,9 97,0 98,0 98,4 95,6
b) в общеобразовательных учреждениях, имеющих педагогическое образование 96,6 97,4 98,8 99,0 99,4

 

Скачать (XLS, 90 КВ)