В мире более 800 миллионов человек по-прежнему живут менее чем на 1,25 доллара США в день, многие из них не имеют доступа к адекватному питанию, чистой питьевой воде и санитарии. Искоренение нищеты во всех ее формах остается одной из самых серьезных проблем, стоящих перед человечеством.

Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось более чем наполовину в период с 1990 по 2015 год - с 1,9 млрд. до 836 млн. Несмотря на это, требуется больше усилий для ее ликвидации. Вероятностью проживания в бедности выше среди женщин, чем среди мужчин из-за неравного доступа к оплачиваемой работе, образованию и частной собственности. Угрозы, вызванные изменением климата, конфликтами и отсутствием продовольственной безопасности, вызывают негативные последствия. Так, например, в 2017 году экономический ущерб от бедствий составил более 300 млрд. долл. США, что стало одним из самых высоких показателей за последние годы. Вопрос бедности затрагивает и развитые страны, где существует связь между бедностью и уровнем безработицы.

Финансовое положение населения важно не только для отдельно взятого человека, но и для страны в целом. Рост населения, живущего за чертой бедности, наносит ущерб экономическому росту страны - теряется покупательская способность, подрывается сплочённость общества, усиливая политические и социальные трения, в некоторых случаях становясь причиной высокого уровня преступности, политической нестабильности и даже возникновения вооруженных конфликтов.

Узбекистан сохранил высокие и стабильные темпы экономического роста в течение последнего десятилетия и добился постепенной диверсификации производства. Очень важно, чтобы экономический рост сопровождался сокращением бедности. Согласно официальной статистике, в 2016 году доля населения, проживающего за национальной чертой бедности, сократилась с 27,7 процента в 2000 году до 12,5 процента в 2015 году.

В 2000-2016 годы наблюдалась тенденция роста доходов, заработной платы и пенсий в расчете на душу населения. Если доход на душу населения в 2010 году составлял более 1660 тысяч сум, то в 2016 он вырос до 4565 тысяч сум, с ежегодным реальным темпом роста в 10%. Средний размер установленной пенсии увеличился с 126 тысяч сум в 2010 году до 495 тысяч сум в 2016 году. Тенденция обеспеченности населения товарами длительного пользования показывает высокий рост за 2000-2016 годы. В 2016 году, на 100 домохозяйств приходилось 43 легковых автомобиля, 153 телевизора, 102 холодильника, что показывает двукратное увеличение за рассматриваемый период.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Задача 1.1. К 2030 году искоренить крайнюю форму малообеспеченности населения.

Задача 1.2. К 2030 году вдвое сократить долю малообеспеченности среди мужчин, женщин и детей всех возрастов, во всех ее проявлениях

Задача 1.3. Усиление адресности и эффективности системы социальной защиты населения, включая установление минимального уровня малообеспеченности, повышение качества услуг социальной защиты, достижение полного охвата всех нуждающихся мерами социальной защиты.

Задача 1.4. К 2030 году обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для равного доступа всего населения, в т.ч. малоимущих и уязвимых лиц, к базовым ресурсам (земельные участки, банковские кредиты и др.), новым технологиям и финансовым услугам, включая микрофинансирование

Задача 1.5. К 2030 году повысить жизнестойкость социально уязвимых слоев населения, уменьшить их незащищенность и уязвимость перед вызванными изменениями климата, экстремальными явлениями и другими экономическими, социальными и экологическими потрясениями и бедствиями.

Задача 1.a. Обеспечить мобилизацию значительных ресурсов из самых разных источников, в том числе на основе активизации сотрудничества в целях развития, с тем чтобы обеспечить достаточные и предсказуемые средства для осуществления программ и стратегий по ликвидации малообеспеченности населения во всех ее формах.

Задача 1.b. Развивать и совершенствовать механизмы стратегического прогнозирования развития, мониторинга и оценки, принимающие во внимание интересы малообеспеченных граждан и гендерные аспекты, для содействия ускоренному инвестированию в мероприятия по ликвидации малообеспеченности населения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Индикатор 1.2.1 Уровень малообеспеченности  (по регионам и месту проживания: город-село)                
a) всего 17.7 16.0 15.0 14.1 13.3 12.8 12.3 11.9
b) город 13.4 11.6 11.6 10.6 9.8 9.5 9.2 8.7
c) село 20.1 18.5 18.3 17.3 16.6 15.9 15.1 14.8
Республика Каракалпакстан 34.3 33.2 32.5 31.3 28.8 28.3 27.6 26.3
области:                
Андижанская 16.3 13.3 11.5 10.8 9.9 9.3 8.7 8.0
Бухарская 14.4 13.4 12.2 11.3 10.7 10.1 9.3 9.2
Джизакская 22.6 21.3 18.7 17.0 15.8 15.4 14.8 14.3
Кашкадарьинская 28.9 26.8 24.9 24.2 23.5 23.2 22.6 22.4
Навоийская 19.6 18.2 16.6 15.6 14.4 13.9 13.2 12.9
Наманганская 23.1 20.1 17.4 16.6 15.7 15.2 15.0 14.3
Самаркандская 14.9 13.3 12.9 11.5 10.9 10.2 9.7 9.1
Сурхандарьинская 25.2 23.5 22.6 21.4 20.5 20.0 19.5 19.2
Сырдарьинская 23.6 22.1 20.3 19.8 18.3 17.7 16.4 16.1
Ташкентская 12.5 11.2 10.3 9.2 8.5 7.9 7.4 7.0
Ферганская 10.2 9.7 9.6 8.7 8.4 7.8 7.4 7.3
Хорезмская 20.6 19.1 17.2 15.9 15.1 14.3 13.3 12.9
г.Ташкент 2.6 2.3 2.1 1.8 1.5 0.9 0.7 0.6
Индикатор 1.3.1 Доля населения, охватываемого системой социальной защиты, в разбивке по полу, с выделением детей, безработных, пожилых, инвалидов, беременных, лиц, получивших трудовое увечье, бедных  и т.д.                
b) доля лиц получающих пенсии в общем численности населения  -всего                
пенсии по возрасту 7.5 7.2 7.2 7.2 7.2 7.3 7.5 7.7
пенсии по инвалидности 1.9 1.5 1.4 1.3 1.2 1.2 1.1 1.1
пенсии по случаю потери кормильца семьи 1.3 1.1 0.9 0.8 0.8 0.8 0.8 0.8
c) доля лиц получающих социальных пособий в общем численности населения 0.8 0.8 0.8 0.8 0.8 0.8 0.9 0.9
Индикатор 1.4.1 Доля населения, проживающего в благоустроенном жилье 9.2 17.8 27.2 32.8 35.3 43.1 51.7 54.2
Индикатор 1.4.2 Доля домашних хозяйств, имеющих собственный дом или квартиру 97.9 98.0 98.2 98.3 98.5 98.6 97.8 97.9

 

Скачать (XLS, 90 КВ)