В мире более 800 миллионов человек по-прежнему живут менее чем на 1,25 доллара США в день, многие из них не имеют доступа к адекватному питанию, чистой питьевой воде и санитарии. Искоренение нищеты во всех ее формах остается одной из самых серьезных проблем, стоящих перед человечеством.
Число людей, живущих в условиях крайней нищеты, сократилось более чем наполовину в период с 1990 по 2015 год - с 1,9 млрд. до 836 млн. Несмотря на это, требуется больше усилий для ее ликвидации. Вероятностью проживания в бедности выше среди женщин, чем среди мужчин из-за неравного доступа к оплачиваемой работе, образованию и частной собственности. Угрозы, вызванные изменением климата, конфликтами и отсутствием продовольственной безопасности, вызывают негативные последствия. Так, например, в 2017 году экономический ущерб от бедствий составил более 300 млрд. долл. США, что стало одним из самых высоких показателей за последние годы. Вопрос бедности затрагивает и развитые страны, где существует связь между бедностью и уровнем безработицы.
Финансовое положение населения важно не только для отдельно взятого человека, но и для страны в целом. Рост населения, живущего за чертой бедности, наносит ущерб экономическому росту страны - теряется покупательская способность, подрывается сплочённость общества, усиливая политические и социальные трения, в некоторых случаях становясь причиной высокого уровня преступности, политической нестабильности и даже возникновения вооруженных конфликтов.
Узбекистан сохранил высокие и стабильные темпы экономического роста в течение последнего десятилетия и добился постепенной диверсификации производства. Очень важно, чтобы экономический рост сопровождался сокращением бедности. Согласно официальной статистике, в 2016 году доля населения, проживающего за национальной чертой бедности, сократилась с 27,7 процента в 2000 году до 12,5 процента в 2015 году.
В 2000-2016 годы наблюдалась тенденция роста доходов, заработной платы и пенсий в расчете на душу населения. Если доход на душу населения в 2010 году составлял более 1660 тысяч сум, то в 2016 он вырос до 4565 тысяч сум, с ежегодным реальным темпом роста в 10%. Средний размер установленной пенсии увеличился с 126 тысяч сум в 2010 году до 495 тысяч сум в 2016 году. Тенденция обеспеченности населения товарами длительного пользования показывает высокий рост за 2000-2016 годы. В 2016 году, на 100 домохозяйств приходилось 43 легковых автомобиля, 153 телевизора, 102 холодильника, что показывает двукратное увеличение за рассматриваемый период.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1.1. К 2030 году искоренить крайнюю форму малообеспеченности населения. |
Задача 1.2. К 2030 году вдвое сократить долю малообеспеченности среди мужчин, женщин и детей всех возрастов, во всех ее проявлениях |
Задача 1.3. Усиление адресности и эффективности системы социальной защиты населения, включая установление минимального уровня малообеспеченности, повышение качества услуг социальной защиты, достижение полного охвата всех нуждающихся мерами социальной защиты. |
Задача 1.4. К 2030 году обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для равного доступа всего населения, в т.ч. малоимущих и уязвимых лиц, к базовым ресурсам (земельные участки, банковские кредиты и др.), новым технологиям и финансовым услугам, включая микрофинансирование |
Задача 1.5. К 2030 году повысить жизнестойкость социально уязвимых слоев населения, уменьшить их незащищенность и уязвимость перед вызванными изменениями климата, экстремальными явлениями и другими экономическими, социальными и экологическими потрясениями и бедствиями. |
Задача 1.a. Обеспечить мобилизацию значительных ресурсов из самых разных источников, в том числе на основе активизации сотрудничества в целях развития, с тем чтобы обеспечить достаточные и предсказуемые средства для осуществления программ и стратегий по ликвидации малообеспеченности населения во всех ее формах. |
Задача 1.b. Развивать и совершенствовать механизмы стратегического прогнозирования развития, мониторинга и оценки, принимающие во внимание интересы малообеспеченных граждан и гендерные аспекты, для содействия ускоренному инвестированию в мероприятия по ликвидации малообеспеченности населения. |
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№ | Национальные индикаторы | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
1 | Индикатор 1.2.1 Уровень малообеспеченности (по регионам и месту проживания: город-село) | |||||
a) всего | 12.8 | 12.3 | 11.9 | 11.4 | 11.0 | |
b) город | 9.5 | 9.2 | 8.7 | 8.4 | 8.4 | |
c) село | 15.9 | 15.1 | 14.8 | 14.3 | 13.5 | |
Республика Каракалпакстан | 28.3 | 27.6 | 26.3 | 25.9 | 14.8 | |
области: | ||||||
Андижанская | 9.3 | 8.7 | 8.0 | 7.9 | 11.9 | |
Бухарская | 10.1 | 9.3 | 9.2 | 8.9 | 8.3 | |
Джизакская | 15.4 | 14.8 | 14.3 | 14.0 | 12.7 | |
Кашкадарьинская | 23.2 | 22.6 | 22.4 | 20.9 | 12.0 | |
Навоийская | 13.9 | 13.2 | 12.9 | 12.2 | 7.5 | |
Наманганская | 15.2 | 15.0 | 14.3 | 14.0 | 15.2 | |
Самаркандская | 10.2 | 9.7 | 9.1 | 8.6 | 9.8 | |
Сурхандарьинская | 20.0 | 19.5 | 19.2 | 18.7 | 14.5 | |
Сырдарьинская | 17.7 | 16.4 | 16.1 | 15.3 | 13.6 | |
Ташкентская | 7.9 | 7.4 | 7.0 | 6.5 | 8.1 | |
Ферганская | 7.8 | 7.4 | 7.3 | 6.6 | 13.5 | |
Хорезмская | 14.3 | 13.3 | 12.9 | 12.5 | 13.0 | |
г.Ташкент | 0.9 | 0.7 | 0.6 | 0.4 | 1.9 | |
2 | Индикатор 1.3.1.1 Доля населения, получающих пенсии по видам (пенсии по возрасту, по инвалидности, лицам с инвалидностью по трудовому увечью или профессионального заболевания, по случаю потери кормильца семьи) в общей численности населения | |||||
пенсии по возрасту | 7.3 | 7.5 | 7.7 | 7.9 | 8.1 | |
пенсии по инвалидности | 1.2 | 1.1 | 1.1 | 1.1 | 1.2 | |
пенсии по случаю потери кормильца семьи | 0.8 | 0.8 | 0.8 | 0.8 | 0.8 | |
3 | Индикатор 1.3.1.2 Доля населения получающих социальные пособие в общей численности населения (пособия лицам с инвалидностью до 16 лет, по случаю потери кормильца семьи) | |||||
а) всего | 0.8 | 0.9 | 0.9 | 1.0 | 1.1 | |
в) побия лицам с инвалидностью до 16 лет | 0.3 | 0.3 | 0.3 | 0.3 | 0.3 | |
4 | Индикатор 1.4.1 Доля населения, проживающего в благоустроенном жилье | 43.1 | 51.7 | 54.2 | 57.1 | 54 |
5 | Индикатор 1.4.2 Доля домашних хозяйств, имеющих в собственности жилье | 98.6 | 97.8 | 97.9 | 98.0 | 98.1 |
6 | Индикатор 1.5.1 Число погибших, пропавших без вести и пострадавших непосредственно в результате бедствий на 100 000 человек | 0.06 | 0.06 | 0.03 | 0.03 | 0.01 |
7 | Индикатор 1.5.2 Прямые экономические потери в результате стихийных бедствий в % к ВВП | 0.002 | 0.003 | 0.000 | 0.005 | 0.004 |
8 | Индикатор 1.a.2 Доля государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту в общем объеме государственных расходов | 56.5 | 56.7 | 52.2 | 47.1 | 50.6 |
9 | Индикатор 1.a.3 Доля государственных расходов на социальную защиту в виде доли ВВП | 1.5 | 1.5 | 0.8 | 1.8 | 2.2 |