In recent decades, income inequality has grown in almost all regions of the world, but at different rates. The strong difference in the level of inequality between countries, even when they are similar in terms of development, underlines the important role that national policies and institutions play in the evolution of inequality. In 2016, the share of national income accounted for 10% of the richest share of the population (the highest decile in terms of income) was 37% in Europe, 41% in China, 46% in Russia, 47% in the USA and Canada, and about 55% in Sub-Saharan Africa, Brazil and India. In the Middle East, the region with the highest level of inequality, the top decile accounts for 61% of national income.

Inequality in income is a global problem requiring global solutions. This includes developing programs that provide equal opportunities for all, including vulnerable and marginalized segments of the population, improving regulation and monitoring of financial markets and institutions, and encouraging foreign direct investment in lagging regions. Promoting safe migration and mobility is also key to bridge the widening gap.

In order to prevent a sharp social stratification of society over the years of independence, a set of measures has been taken in Uzbekistan to maintain an optimal level of income differentiation of individual segments of the population.

The results of measures taken in Uzbekistan contributed to a consistent decrease and stabilization at the optimal level of differentiation of incomes of the population. Thus, the income ratio of 10% of the most and least well-off strata of the population - the decile ratio - decreased from 53.3 times in 2000 to 6.8 times in 2016. During this period, another indicator of the differentiation of incomes of the population - the quintile coefficient - decreased from 16.7 times to 4.4 times, and in 2017 - 4.1 times.

The generally accepted indicator in the world of income stratification - the Gini index - in 2000 was 0.39, and in 2016 - 0.27 with the threshold value recommended by the UN of 0.35-0.37 and the optimal level of 0.25-0 , 26.

At the same time, regional imbalance in socio-economic growth within the country remains an urgent problem. The per capita GDP in Tashkent is 4 times higher than in the Namangan region.

In order to ensure an even distribution of the results of economic growth, Uzbekistan will strive to achieve an income growth rate of the poorest 40 percent of the population at a level exceeding the national average.

National Tasks

10.1- By 2030, progressively achieve and sustain income growth of the bottom 40 per cent of the population at a rate higher than the national average.

10.2-Empower and promote the social, economic and political inclusion of all, irrespective of age, sex, disability, race, ethnicity, origin, religion or social status.

10.3-Ensure complete and rigorous implementation of anti-discrimination norms laws and regulations in practice, especially with regard to people in vulnerable situations.

10.4-Adopt policies, especially fiscal, wage and social protection policies, and progressively achieve greater equality.

10.7-Facilitate orderly, safe, regulated labour migration and effective migration policy.

National indicators

  2014 2015 2016 2017 2018
Indicator 10.1.1. Growth rates of household expenditures or per capita income among the bottom 40 percent of the population and total population          
a) the growth rate of household income per capita among the least affluent 40 per cent of the population, % 138,3 135,6 125,6 119,0 118,5
b) growth rate of household income per capita among the entire population, % 114,0 110,1 114,6 117,3 127,1
Indicator 10.2.1 Proportion of people with income below 50 percent of median income by age and gender, % 8,8 8,6 8,2 8,1 7,8
Indicator 10.4.1 Percentage of wages of employees as % of GDP 33,2 26,6 26,7 23,6  
Indicator  10.7.1 Recruitment cost borne by employee as a proportion of annual income earned in country of destination.        21,2 22,2
Russia       24,8 26,2
Kazakhstan       6,7 6,8
Turkey       9,1 9,6
South Korea       6,7 5,9
Indicator 10.7.2. The share of labor migrants voluntarily registered on exiting the country and leaving according to the organizational hiring in their total number, %.        0,15 2,0

В последние десятилетия неравенство по доходам росло практически во всех регионах мира, но разными темпами. Сильное различие в уровне неравенства между странами, даже когда они схожи по уровню развития, подчеркивает ту важную роль, которую играют в эволюции неравенства национальная политика и институты. В 2016 году доля национального дохода, приходящаяся на 10% самой обеспеченной доли населения (верхняя дециль по уровню доходов), составляла 37% в Eвропе, 41% в Китае, 46% в России, 47% в США и Канаде и около 55% в Африке южнее Сахары, Бразилии и Индии. На Ближнем Востоке, являющимся регионом с самым высоким уровнем неравенства, на верхнюю дециль приходится 61% национального дохода.

Неравенство в доходах является глобальной проблемой, требующей глобальных решений. Это включает в себя разработку программ, которые предоставляют равные возможности для всех, включая уязвимые и маргинализированные слои населения, совершенствование регулирования и мониторинга финансовых рынков и институтов, поощрение прямых иностранных инвестиций в отстающие регионы. Содействие безопасной миграции и мобильности людей также является ключом к преодолению растущего разрыва.

В целях недопущения резкого социального расслоения общества за годы независимости в Узбекистане реализован комплекс мер по поддержанию на оптимальном уровне дифференциации доходов отдельных слоев  населения.

Результаты принятых мер в Узбекистане способствовали последовательному снижению и стабилизации на оптимальном уровне дифференциации доходов населения. Так, соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных слоев населения - децильный коэффициент - снизилось с 53,3 раз в 2000 году до 6,8 раз в 2016 году. За этот период другой показатель дифференциации доходов населения - квинтильный коэффициент - уменьшился с 16,7 раз до 4,4 раз, а в 2017г.- в 4,1 раза.

Общепринятый в мировой практике показатель, характеризующий расслоение доходов – индекс Джини – составил в 2000 году 0,39, а в 2016 году – 0,27 при пороговом значении, рекомендованном ООН 0,35-0,37 и оптимальном уровне 0,25-0,26.

Вместе с этим, региональный дисбаланс в социально-экономическом росте внутри страны остается актуальной проблемой. ВВП на душу населения в городе Ташкент в 4 раза превышает показатели Наманганской области.

В целях обеспечения равномерного распределения результатов экономического роста Узбекистан будет стремиться к достижению темпа роста доходов наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 10.1. К 2030 году постепенно достичь и поддерживать рост доходов, наименее обеспеченных 40 процентов населения на уровне, превышающем средний по стране.

Задача 10.2. Поддержать законодательным путем и поощрять активное участие всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, наличия инвалидности, национальности, религии и социального положения.

Задача 10.3. Обеспечить на практике полное и неукоснительное исполнение антидискриминационных норм и положений законодательства, в особенности и в отношении представителей социально уязвимых слоев населения.

Задача 10.4. Принять соответствующую политику, особенно бюджетно-налоговую и политику в вопросах заработной платы и социальной защиты, и постепенно добиваться обеспечения большего равенства.

Задача 10.7. Содействовать упорядоченной, безопасной, регулируемой трудовой миграции и эффективной миграционной политике.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2015 2016 2017 2018 2019
82 Индикатор 10.1.1 Темпы роста расходов домохозяйств или доходов на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения и среди населения в целом           
  a) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди наименее обеспеченных 40 процентов населения, %  135.6 125.6 119.0 118.5 116.9
  b) темпы роста доходов домохозяйств на душу населения среди всего населения, % 110.1 114.6 117.3 127.1 119.7
83 Индикатор 10.2.1 Доля людей с доходом ниже 50 процентов медианного дохода в разбивке по возрасту, полу          
  a) всего 8.6 8.2 8.1 7.8 9.1
84 Индикатор 10.4.1 Доля оплаты труда наемных работников в % к ВВП  1) 26.6 26.7 23.6 23.9 -
85 Индикатор  10.7.1 Затраты работника на трудоустройство в процентах от его годового дохода в стране назначения   - - 21.2 22.2 23.5
  Россия - - 24.8 26.2 27.4
  Казахстан - - 6.7 6.8 7.0
  Турция - - 9.1 9.6 9.8
  Южная Корея - - 6.7 5.9 6.1
86 Индикатор 10.7.2. Доля трудовых мигрантов добровольно зарегистрированных при выезде из страны и выезжающих по организационному набору работников в их общей численности,% - - 0.15 2.0 5.6

 

Скачать (XLS, 90 КВ)