This goal is aimed at ending discrimination against women and girls around the world. In some regions, there is still enormous inequality in the labor market, and women systematically refuse equal access to jobs. According to a survey from 84 countries and districts, women, on average, spend more than three times as much time doing unpaid homework and caring for family members as men. According to reports, the time spent on homework is largely due to the gender gap in unpaid work.

Women continue to be underrepresented in leadership positions. In most of the 67 countries for which data are available for the period 2009-2015, women hold less than one third of senior and mid-level management posts.

Providing women and girls with equal access to education, health care, decent work and participation in political and economic decision-making processes will help achieve sustainable economies and benefit society and humanity as a whole.

The Constitution of the Republic of Uzbekistan clearly articulates the principles of non-discrimination and equal rights for women and men. International assessments of gender equality in Uzbekistan indicate that the country still maintains a gender imbalance in education and in the areas of women's access to economic and political opportunities.

In Uzbekistan, over the past 25 years, the level of women's participation in public administration has increased. So, the proportion of women in the Oliy Majlis (Parliament) during 1994-2017. increased from 7.3% to 15.6%. The decisive role was played by the Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. 1084 “On enhancing the role of women in the state and public construction of the Republic of Uzbekistan”, adopted in 1995. The second incentive was the introduction of a gender quota (the new version of the Law “On Elections to the Oliy Majlis of the Republic of Uzbekistan”, 2003), according to which the proportion of women should be at least 30% of the total number of candidates for deputies nominated from political parties.

Despite these measures, the role of women in government decision-making is low. Women predominate in the lower echelons of power - in positions that do not involve decision-making. As you move up, the presence of women decreases. Thus, the share of women in the executive branch (in ministerial positions) in Uzbekistan at the end of 2017 amounted to only 5.3%. In the field of education, gender inequality is clearly visible at the level of higher education, where the proportion of women is only 37% compared to 63% for men.

National Tasks

5.1-End all forms of discrimination against all women and girls everywhere, including integration into legislation and effective implementation in law enforcement practice of the principles of the elimination of indirect discrimination.

5.3-Prevent early and forced marriages.

5.4-Recognize and value unpaid care and domestic work through the provision of public services, infrastructure and social protection policies and the promotion of shared responsibility within the household and the family as nationally appropriate.

5.5-Ensure women’s full and effective participation and equal opportunities for leadership at all levels of decision-making in political, economic and public life.

5.6-Ensure universal coverage of health services for comprehensive reproductive health care.

5a-Expand women support programs to exercise their rights and interests in the social and economic sphere.

5b-Enhance the use of enabling technology, in particular information and communications technology, to promote the empowerment of women.

5c-Fully integrate the principles of gender equality in the process of adopting government programs at different government levels.

National indicators

Национальные индикаторы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Indicator 5.1.1. The existence of legal mechanisms to ensure reliable compliance with norms on the inadmissibility of discrimination on the basis of gender - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Available Available
2 Indicator 5.4.1. Proportion of time spent on unpaid care and domestic work, disaggregated by sex, age and place of residence (population aged 16 years old and above). - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,5 - -
3 Indicator 5.5.1. Percentage of seats held by women:                                           
  а) Legislative Chamber of the Oliy Majlis, % - - - - - 18,0 18,0 18,0 18,0 22,0 22,0 22,0 22,0 22,0 16,0 16,0 16,0 16,0 16,0 32,0 32,0
  b) Kengashes of people's deputies of regions, cities and districts, % - - - - - 14,1 14,1 14,1 14,1 16,6 16,6 16,6 16,6 16,6 23,0 23,0 23,0 23,0 23,0 24,9 24,9
4 Indicator 5.5.2. Percentage of women in managerial positions. 3) - - - - - - - - 27,4 27,7 26,8 26,8 27,1 26,7 27,7 27,7 27,1 27,0 27,0 26,6 26,6
5 Indicator 5.6.2. Presence of laws and regulations that guarantee full and equal access to women and men aged 15 years and older to sexual and reproductive health care and information and education. 15 17 19 24 27 29 29 35 37 44 37 53 56 63 73 73 80 87 101 101 115
6 Indicator 5.a.2. Presence of a legal framework (including customary law) guaranteeing women equal rights to land ownership and /or control. 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3
  Criterion A: Existence of legal rules and regulations or government policy to mandate joint registration of land and to promote it with economic incentives 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Criterion B. Availability of legal rules and regulations, or state policy aimed at binding spousal consent for transactions with land and real estate 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Criterion C. Existence of legal norms and rules or state policy ensuring the rights of women and girls to equal inheritance rights 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Criterion D. Existence of legal rules and regulations, or government policy, providing for the allocation of financial resources to increase women's tenure and control over land 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3
  Criterion F. Does the legal and policy framework ensure the participation of women in land and land-related governance? 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
7 Indicator 5.b.1. Proportion of people with a mobile phone, disaggregated by sex.                                          
  a) total 4) - - - - - - - - - - - - - - - - - 63,5 68,1 69,8 71,7
  b) men - - - - - - - - - - - - - - - - - 73,3 77,4 77,5 77,9
  c) women - - - - - - - - - - - - - - - - - 53,8 59,6 62,8 65,5

3) Without small businesses and microfirms

4) Household data

download (XLS, 90 КВ)

Данная цель нацелена на достижение прекращения дискриминации в отношении женщин и девочек во всем мире. В некоторых регионах по-прежнему существует огромное неравенство на рынке труда, и женщины систематически отказываются от равного доступа к рабочим местам. Согласно данным обследования, полученным из 84 стран и районов, женщины, в среднем, проводят более чем в три раза больше времени занимаясь неоплачиваемой домашней работой и уходом за членами семьи, чем мужчины. По имеющимся данным, время, затрачиваемое на домашнюю работу, объясняется в значительной степени гендерным разрывом в сфере неоплачиваемого труда.

Женщины, по-прежнему, недостаточно представлены на руководящих должностях. В большинстве из 67 стран, по которым имеются данные за период 2009–2015 годов, женщины занимают менее одной трети высших руководящих должностей и руководящих должностей среднего уровня.

Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом.

Конституция Республики Узбекистан ясно формулирует принципы недискриминации и равных прав для женщин и мужчин. Международные оценки гендерного равенства в Узбекистане свидетельствуют о том, что в стране все еще сохраняется гендерный дисбаланс в образовании и в сферах доступа женщин к экономическим и политическим возможностям.

В Узбекистане за последние 25 лет уровень участия женщин в сфере государственного управления возрос. Так, доля женщин в Олий Мажлис (Парламенте) в течение 1994-2017 гг. возросла с 7,3% до 15,6%. Решающую роль сыграл Указ Президента Республики Узбекистан № 1084 «О повышении роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан», принятый в 1995 году. Вторым стимулом стало введение гендерной квоты (новая редакция Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», 2003 г.), в соответствии с которой доля женщин должна составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий.

Несмотря на данные меры роль женщин в процессе принятия государственных решений является низкой. Женщины преобладают на нижних эшелонах власти– на должностях, не предполагающих принятие решений. По мере продвижения «вверх» присутствие женщин снижается. Так, доля женщин в исполнительной власти (на министерских позициях) в Узбекистане по итогам 2017 года составила всего 5,3%. В сфере образования, отчетливо прослеживается гендерное неравенство на уровне высшего образования, где доля женщин составляет всего 37% против 63% у мужчин.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 5.1. Повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек, в т.ч. включение в законодательство и эффективное внедрение в правоприменительную практику принципов искоренения косвенной дискриминации.

Задача 5.2. Ликвидировать все формы насилия в отношении женщин, в том числе в виде торговли людьми, сексуальных и иных форм эксплуатации.

Задача 5.3. Недопущение ранних и принудительных браков.

Задача 5.4. Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты и поощряя принцип общей ответственности в ведении хозяйства и в семье, с учетом национальных условий.

Задача 5.5. Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.

Задача 5.6 Обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения для всеобъемлющей медико-санитарной помощи в области репродуктивного здоровья.

Задача 5.а. Расширять программы поддержки женщин в реализации их прав и интересов в социально-экономической сфере.

Задача 5.b. Активнее использовать высокоэффективные технологии, в частности, информационно-коммуникационные, для содействия расширению прав и возможностей женщин.

Задача 5.с. Наиболее полно интегрировать принципы гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Национальные индикаторы 2015 2016 2017 2018 2019
46 Индикатор 5.4.1 Доля времени, затрачиваемого на неоплачиваемый труд по уходу и работу по дому, в разбивке по полу, возрасту и месту проживания (население в возрасте 16 лет и старше) - - - 15.5 15.5
47 Индикатор 5.5.1 Доля мест, занимаемых женщинами:          
  а) в Законодательной палате Олий Мажлиса (%); 16.0 16.0 16.0 16.0 30.0
  b) в Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов. 23.0 23.0 23.0 23.0 24.2
48 Индикатор 5.5.2  Доля женщин на руководящих должностях3)   27.7 27.1 27.0 27.0 26.6
49 Индикатора 5.6.2 Наличие законов и нормативных актов, гарантирующих женщинам и мужчинам в возрасте от 15 лет полный и равный доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья и информации и просвещению в этой сфере 73 80 87 101 101
50 Индикатора 5.а.2 Наличие правовой базы (в том числе обычного права), гарантирующей женщинам равные права на владение и/или распоряжение землей          
  Критерий A: Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность совместной регистрации земли и ее поощрение с помощью экономических стимулов 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий B. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность супружеского согласия на сделки с землей и недвижимостью 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий С. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, обеспечивающих права женщин и девочек на равные права наследования 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий D. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, предусматривающих распределение финансовых ресурсов для увеличения владения женщинами и контроля над землей 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3
  Критерий F. Обеспечивает ли правовая и политическая основа участие женщин в управлении земельными ресурсами и управлении, связанное с землепользованием 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
51 Индикатор 5.b.1 Доля людей, имеющих мобильный телефон, в разбивке по полу          
  a) всего 4) 1) 100.0 99.7 63.5 68.1 69.8
  b) мужчины - - 73.3 77.4 77.5
  c) женщины - - 53.8 59.6 62.8

 

Скачать (XLS, 90 КВ)