Мир не успевает достичь гендерного равенства к 2030 году.По оценкам, при нынешних темпах прогресса для устранения пробелов в правовой защите и отмены дискриминационных законов потребуется до 286 лет, для обеспечения равной представленности женщин на руководящих должностях на производстве — 140 лет, а для достижения равной представленности в национальных парламентах — 47 лет. Глобальные кризисы высветили и усугубили существующие проявления гендерного неравенства, такие как неравный доступ к здравоохранению, образованию и экономическим возможностям.

Судя по данным, собранным в 2022 году в 119 странах, в 55 процентах стран отсутствуют законы, запрещающие прямую и косвенную дискриминацию в отношении женщин; в половине стран по-прежнему отсутствуют квоты для женщин в национальном парламенте; в 45 процентах стран не требуется обеспечивать равное вознаграждение за труд равной ценности; в более чем трети стран не предоставляется отпуск по беременности и родам, соответствующий стандартам Международной организации труда (МОТ); почти в четверти стран женщинам не предоставлены равные с мужчинами права на вступление в брак и инициирование бракоразводного процесса; и почти три четверти стран не установили 18 лет в качестве минимального возраста вступления в брак для женщин и мужчин без каких бы то ни было исключений.

Конституция Республики Узбекистан ясно формулирует принципы недискриминации и равных прав для женщин и мужчин. Международные оценки гендерного равенства в Узбекистане свидетельствуют о том, что в стране все еще сохраняется гендерный дисбаланс в образовании и в сферах доступа женщин к экономическим и политическим возможностям.

В Узбекистане за последние 15 лет уровень участия женщин в сфере государственного управления возрос. Так, доля мест, занимаемых женщинами в Законодательной палате Олий Мажлиса в течение 2006-2020 гг. возросла с 18 % до 32 %, а в Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов возросла с 14 % до 25 %. Решающую роль сыграли Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан № 87-I от 6 мая 1995 года «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой в Нью-Йорке 18 декабря 1979 года», № 493-I от 30 августа 1997 года «О ратификации Конвенции о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» и № 501-I от 30 августа 1997 года «О присоединении к Конвенции о политических правах женщин», Закон Республики Узбекистан № 760-I от 14 апреля 1999 года «О дополнительных льготах женщинам», Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4235 от 7 марта 2019 года «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» и ряд других подобных законодательных актов.

Несмотря на данные меры роль женщин в процессе принятия государственных решений является низкой. Женщины преобладают на нижних эшелонах власти – на должностях, не предполагающих принятие решений. По мере продвижения «вверх» присутствие женщин снижается. Так, доля женщин, работающих в министерствах и государственных комитетах на министерских (приравненных) должностях в Узбекистане по итогам 2020 года составила всего лишь 3,03 %. В сфере образования, отчетливо прослеживается гендерное неравенство на уровне высшего образования, где в охвате высшим образованием населения в возрасте 25 лет и старше доля женщин составляет 40 %. Доля женщин имеющих ученую степень доктора философии составляет 37 %, а доля женщин с ученым званием доцента – 31,5 %, доктора наук – 24,3 %, женщины-профессора – 22,7 %.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 5.1. Ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин во всем мире.

Задача 5.2. Ликвидировать все формы насилия в отношении женщин, в том числе в виде торговли людьми, сексуальных и иных форм эксплуатации.

Задача 5.3. Недопущение ранних и принудительных браков.

Задача 5.4. Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и систему социальной защиты и поощряя принцип общей ответственности в ведении хозяйства и в семье, с учетом национальных условий.

Задача 5.5. Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.

Задача 5.6. Обеспечение всеобщего доступа к услугам здравоохранения для оказания комплексной медико-санитарной помощи в области репродуктивного здоровья.

Задача 5.а. Расширять программы, направленные на поддержку женщин в реализации их прав и интересов в социально-экономической сфере.

Задача 5.b. В два раза увеличить активное использование высокоэффективных технологий, в частности информационных и коммуникационных технологий, в целях расширения прав и возможностей женщин.

Задача 5.с. Полностью интегрировать принципы гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на различных государственных уровнях.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
1 Индикатор 5.1.1. Наличие правовых механизмов, обеспечивающих надежное соблюдение норм по недопустимости дискриминации по половому признаку. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Есть Есть Есть Есть
2 Индикатор 5.3.1. Доля женщин в возрасте от 20 до 24 лет, вступивших в брак или союз: 5)                                              
  a) до 15 лет; - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 0,2
  b) до 18 лет. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3,4
3 Индикатор 5.4.1. Доля времени, затрачиваемого на неоплачиваемый труд по уходу и работу по дому, в разбивке по полу, возрасту и месту проживания (население в возрасте 16 лет и старше):                                              
  a) всего - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15,5 - - - -
  b) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22,0 - - - -
  c) мужчины. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9,0 - - - -
4 Индикатор 5.5.1. Доля мест, занимаемых женщинами (в процентах):                                              
  а) в Законодательной палате Олий Мажлиса; - - - - - 18,0 18,0 18,0 18,0 22,0 22,0 22,0 22,0 22,0 16,0 16,0 16,0 16,0 12,6 32,0 32,7 32,0 32,0
  b) в Сенате Олий Мажлиса. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20,0 24,7 23,7 24,0 25,0
5 Индикатор 5.5.2. Доля женщин на руководящих должностях. 11)  - - - - - - - - 27,4 27,7 26,8 26,8 27,1 26,7 27,7 27,7 27,1 27,0 27,0 26,6 26,5 27,7 28,2
6 Индикатор 5.6.1. Доля женщин в возрасте 15-49 лет, самостоятельно принимающих обдуманные решения о сексуальных отношениях, применении противозачаточных средств и обращении за услугами по охране репродуктивного здоровья. 5) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 54,7
7 Индикатор 5.6.2. Наличие законов и нормативных актов, гарантирующих женщинам и мужчинам в возрасте от 15 лет полный и равный доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, информации и просвещению в этой сфере. Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть Есть
8 Индикатор 5.а.2. Наличие правовой базы (в том числе обычного права), гарантирующей женщинам равные права на владение и/или распоряжение землей: 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3 2.8.3
  Критерий A: Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность совместной регистрации земли и ее поощрение с помощью экономических стимулов. 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий B. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность супружеского согласия на сделки с землей и недвижимостью. 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий С. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, обеспечивающих права женщин и девочек на равные права наследования. 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
  Критерий D. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, предусматривающих распределение финансовых ресурсов для увеличения владения женщинами и контроля над землей. 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3 2/3
  Критерий F. Обеспечивает ли правовая и политическая основа участие женщин в управлении земельными ресурсами и управлении, связанное с землепользованием? 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3 3/3
9 Индикатор 5.b.1. Доля людей, имеющих мобильный телефон, в разбивке по полу.                                              
  a) всего; 12)  - - - - - - - - - - - - - - - - - 63,5 68,1 69,8 71,7 72,4 79,0
  b) женщины; - - - - - - - - - - - - - - - - - 53,8 59,6 62,8 65,5 63,6 74,2
  c) мужчины. - - - - - - - - - - - - - - - - - 73,3 77,4 77,5 77,9 81,1 83,9
10 Индикатор 5.с.1. Наличие методологии и механизма отслеживания государственных ассигнований на обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и обнародования данных о них. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Есть Есть

3) Без малых предприятий и микрофирм

4) Данные по домохозяйствам

Скачать (XLS, 90 КВ)