Данная цель нацелена на достижение прекращения дискриминации в отношении женщин и девочек во всем мире. В некоторых регионах по-прежнему существует огромное неравенство на рынке труда, и женщины систематически отказываются от равного доступа к рабочим местам. Согласно данным обследования, полученным из 84 стран и районов, женщины, в среднем, проводят более чем в три раза больше времени занимаясь неоплачиваемой домашней работой и уходом за членами семьи, чем мужчины. По имеющимся данным, время, затрачиваемое на домашнюю работу, объясняется в значительной степени гендерным разрывом в сфере неоплачиваемого труда.
Женщины, по-прежнему, недостаточно представлены на руководящих должностях. В большинстве из 67 стран, по которым имеются данные за период 2009–2015 годов, женщины занимают менее одной трети высших руководящих должностей и руководящих должностей среднего уровня.
Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом.
Конституция Республики Узбекистан ясно формулирует принципы недискриминации и равных прав для женщин и мужчин. Международные оценки гендерного равенства в Узбекистане свидетельствуют о том, что в стране все еще сохраняется гендерный дисбаланс в образовании и в сферах доступа женщин к экономическим и политическим возможностям.
В Узбекистане за последние 25 лет уровень участия женщин в сфере государственного управления возрос. Так, доля женщин в Олий Мажлис (Парламенте) в течение 1994-2017 гг. возросла с 7,3% до 15,6%. Решающую роль сыграл Указ Президента Республики Узбекистан № 1084 «О повышении роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан», принятый в 1995 году. Вторым стимулом стало введение гендерной квоты (новая редакция Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», 2003 г.), в соответствии с которой доля женщин должна составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий.
Несмотря на данные меры роль женщин в процессе принятия государственных решений является низкой. Женщины преобладают на нижних эшелонах власти– на должностях, не предполагающих принятие решений. По мере продвижения «вверх» присутствие женщин снижается. Так, доля женщин в исполнительной власти (на министерских позициях) в Узбекистане по итогам 2017 года составила всего 5,3%. В сфере образования, отчетливо прослеживается гендерное неравенство на уровне высшего образования, где доля женщин составляет всего 37% против 63% у мужчин.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 5.1. Повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек, в т.ч. включение в законодательство и эффективное внедрение в правоприменительную практику принципов искоренения косвенной дискриминации. |
Задача 5.2. Ликвидировать все формы насилия в отношении женщин, в том числе в виде торговли людьми, сексуальных и иных форм эксплуатации. |
Задача 5.3. Недопущение ранних и принудительных браков. |
Задача 5.4. Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты и поощряя принцип общей ответственности в ведении хозяйства и в семье, с учетом национальных условий. |
Задача 5.5. Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни. |
Задача 5.6 Обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения для всеобъемлющей медико-санитарной помощи в области репродуктивного здоровья. |
Задача 5.а. Расширять программы поддержки женщин в реализации их прав и интересов в социально-экономической сфере. |
Задача 5.b. Активнее использовать высокоэффективные технологии, в частности, информационно-коммуникационные, для содействия расширению прав и возможностей женщин. |
Задача 5.с. Наиболее полно интегрировать принципы гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления. |
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
№ | Национальные индикаторы | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
46 | Индикатор 5.4.1 Доля времени, затрачиваемого на неоплачиваемый труд по уходу и работу по дому, в разбивке по полу, возрасту и месту проживания (население в возрасте 16 лет и старше) | - | - | - | 15.5 | 15.5 |
47 | Индикатор 5.5.1 Доля мест, занимаемых женщинами: | |||||
а) в Законодательной палате Олий Мажлиса (%); | 16.0 | 16.0 | 16.0 | 16.0 | 30.0 | |
b) в Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов. | 23.0 | 23.0 | 23.0 | 23.0 | 24.2 | |
48 | Индикатор 5.5.2 Доля женщин на руководящих должностях3) | 27.7 | 27.1 | 27.0 | 27.0 | 26.6 |
49 | Индикатора 5.6.2 Наличие законов и нормативных актов, гарантирующих женщинам и мужчинам в возрасте от 15 лет полный и равный доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья и информации и просвещению в этой сфере | 73 | 80 | 87 | 101 | 101 |
50 | Индикатора 5.а.2 Наличие правовой базы (в том числе обычного права), гарантирующей женщинам равные права на владение и/или распоряжение землей | |||||
Критерий A: Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность совместной регистрации земли и ее поощрение с помощью экономических стимулов | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | |
Критерий B. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, направленной на обязательность супружеского согласия на сделки с землей и недвижимостью | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | |
Критерий С. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, обеспечивающих права женщин и девочек на равные права наследования | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | |
Критерий D. Наличие правовых норм и правил, либо политики государства, предусматривающих распределение финансовых ресурсов для увеличения владения женщинами и контроля над землей | 2/3 | 2/3 | 2/3 | 2/3 | 2/3 | |
Критерий F. Обеспечивает ли правовая и политическая основа участие женщин в управлении земельными ресурсами и управлении, связанное с землепользованием | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | |
51 | Индикатор 5.b.1 Доля людей, имеющих мобильный телефон, в разбивке по полу | |||||
a) всего 4) 1) | 100.0 | 99.7 | 63.5 | 68.1 | 69.8 | |
b) мужчины | - | - | 73.3 | 77.4 | 77.5 | |
c) женщины | - | - | 53.8 | 59.6 | 62.8 |