Данная цель нацелена на достижение прекращения дискриминации в отношении женщин и девочек во всем мире. В некоторых регионах по-прежнему существует огромное неравенство на рынке труда, и женщины систематически отказываются от равного доступа к рабочим местам. Согласно данным обследования, полученным из 84 стран и районов, женщины, в среднем, проводят более чем в три раза больше времени занимаясь неоплачиваемой домашней работой и уходом за членами семьи, чем мужчины. По имеющимся данным, время, затрачиваемое на домашнюю работу, объясняется в значительной степени гендерным разрывом в сфере неоплачиваемого труда.

Женщины, по-прежнему, недостаточно представлены на руководящих должностях. В большинстве из 67 стран, по которым имеются данные за период 2009–2015 годов, женщины занимают менее одной трети высших руководящих должностей и руководящих должностей среднего уровня.

Предоставление женщинам и девочкам равного доступа к образованию, медико-санитарному обслуживанию, достойной работе и участию в процессах принятия политических и экономических решений будет способствовать достижению устойчивости экономики и принесет пользу обществу и человечеству в целом.

Конституция Республики Узбекистан ясно формулирует принципы недискриминации и равных прав для женщин и мужчин. Международные оценки гендерного равенства в Узбекистане свидетельствуют о том, что в стране все еще сохраняется гендерный дисбаланс в образовании и в сферах доступа женщин к экономическим и политическим возможностям.

В Узбекистане за последние 25 лет уровень участия женщин в сфере государственного управления возрос. Так, доля женщин в Олий Мажлис (Парламенте) в течение 1994-2017 гг. возросла с 7,3% до 15,6%. Решающую роль сыграл Указ Президента Республики Узбекистан № 1084 «О повышении роли женщин в государственном и общественном строительстве Республики Узбекистан», принятый в 1995 году. Вторым стимулом стало введение гендерной квоты (новая редакция Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», 2003 г.), в соответствии с которой доля женщин должна составлять не менее 30% от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий.

Несмотря на данные меры роль женщин в процессе принятия государственных решений является низкой. Женщины преобладают на нижних эшелонах власти– на должностях, не предполагающих принятие решений. По мере продвижения «вверх» присутствие женщин снижается. Так, доля женщин в исполнительной власти (на министерских позициях) в Узбекистане по итогам 2017 года составила всего 5,3%. В сфере образования, отчетливо прослеживается гендерное неравенство на уровне высшего образования, где доля женщин составляет всего 37% против 63% у мужчин.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 5.1. Повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении всех женщин и девочек, в т.ч. включение в законодательство и эффективное внедрение в правоприменительную практику принципов искоренения косвенной дискриминации.

Задача 5.2. Ликвидировать все формы насилия в отношении женщин, в том числе в виде торговли людьми, сексуальных и иных форм эксплуатации.

Задача 5.3. Недопущение ранних и принудительных браков.

Задача 5.4. Признавать и ценить неоплачиваемый труд по уходу и работу по ведению домашнего хозяйства, предоставляя коммунальные услуги, инфраструктуру и системы социальной защиты и поощряя принцип общей ответственности в ведении хозяйства и в семье, с учетом национальных условий.

Задача 5.5. Обеспечить всестороннее и эффективное участие женщин и равные для них возможности для лидерства на всех уровнях принятия решений в политической, экономической и общественной жизни.

Задача 5.6 Обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения для всеобъемлющей медико-санитарной помощи в области репродуктивного здоровья.

Задача 5.а. Расширять программы поддержки женщин в реализации их прав и интересов в социально-экономической сфере.

Задача 5.b. Активнее использовать высокоэффективные технологии, в частности, информационно-коммуникационные, для содействия расширению прав и возможностей женщин.

Задача 5.с. Наиболее полно интегрировать принципы гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Индикатор 5.4.1 Доля времени, затрачиваемого на неоплачиваемый труд по уходу и работу по дому, в разбивке по полу, возрасту и месту проживания (население в возрасте 16 лет и старше) - - - - - - - - 15,5
Индикатор 5.5.1 Доля мест, занимаемых женщинами:                  
а) в Законодательной палате Олий Мажлиса (%); - - - - 16,0 - - - -
b) в Кенгашах народных депутатов областей, городов и районов. - - - - 23,0 - - - -
Индикатор 5.5.2 Доля женщин на руководящих должностях (3) 26,8 26,8 27,1 26,7 27,7 27,7 27,1 27,0 27,0
Индикатор 5.b.1 Доля людей, имеющих мобильный телефон, в разбивке по полу                  
a) всего (4)(1) 77,4 91,8 97,2 98,0 98,8 100,0 99,7 63,5 68,1
b) мужчины - - - - - - - 73,3 77,4
c) женщины - - - - - - - 53,8 59,6
1) По отдельным годам данные были пересчитаны                   
3) Без малых предприятий и микрофирм                  
4) Данные по домохозяйствам                  

 

Скачать (XLS, 90 КВ)