The current model of consumption and production is unstable in the long run, and maintaining this model can cause irreparable damage to the planet. Agriculture is the largest consumer of water in the world and now irrigation consumes almost 70 percent of all freshwater resources. In addition, approximately one third of the food consumed by mankind (about 1.3 billion tons) is lost or discarded.

Important directions for achieving Goal 12 are: the effective management of natural resources, the sustainable management of toxic waste and pollutants, the promotion of industries, enterprises and consumers implementing recycling and waste reduction, as well as the principles of a cyclical economy.

In 2000-2016 per capita, one can observe a growth trend in income, wages and pensions. On the other hand, there is an increase in demand for various products, the production of which requires already limited natural resources. It also leads to an increase in waste.

The data of the state cadastre of waste storage, storage and disposal sites showed that by 2011, over 2.4 billion tons of industrial and 71.9 million m3 of municipal waste had been accumulated in the main storage facilities with a total area of ​​10,329.7 ha.

Uzbekistan annually produces 35 million cubic meters of household waste. This is approximately 254 thousand wagons. Each citizen of Uzbekistan produces about 165 kg of household waste every year. About 25% of the average trash can is food waste, 5-10% is paper, 50% is polymers, the rest is metal, textiles, rubber, glass and more.

The country's solid waste management systems are poorly equipped to meet current demand. Outside of Tashkent, only rudimentary waste management systems operate, the collected garbage is simply thrown into open landfills outside the village.

National Tasks

12.1-Implement the 10-Year Framework of Programmes on Sustainable Consumption and Production Patterns (2012 Rio+20 Conference).

12.4-By 2030, achieve the environmentally sound management of chemicals and all wastes throughout their life cycle, in accordance with agreed international frameworks, and significantly reduce their release to air, water and soil in order to minimize their adverse impacts on human health and the environment.

12.5-By 2030, substantially reduce waste generation through prevention, reduction, recycling and reuse.

12.6-Encourage companies, especially large ones, to adopt sustainable production practices and integrate sustainability information into their reporting cycle.

12.7-Expand the use of environmental standards in public procurement practices.

12.8-By 2030, ensure that people have the relevant information and awareness for sustainable development and lifestyle in harmony with nature.

12b-Develop and implement tools to monitor sustainable development impacts for sustainable tourism that creates of jobs and promotes culture and production.

12c-Rationalize inefficient fossil-fuel subsidies that encourage wasteful consumption by removing market distortions, in accordance with national circumstances, including by reforming taxation and phasing out those harmful subsidies, where they exist, to reflect their environmental impacts, taking fully into account the specific needs and conditions of the country and minimizing the possible adverse impacts on their development in a manner that protects the poor and the affected communities.

National indicators

  2014 2015 2016 2017 2018
Indicator 12.4.2.1 Formation of toxic waste products of 1-3 hazard classes per capita 0,8 0,7 0,7 0,7 13,7
Indicator 12.4.2.2 The share of neutralized production waste of 1-3 hazard classes in  total volume of generated production waste of 1-3 hazard classes 11,2 8,1 11,6 9,8 0,1
Indicator 12.5.1 Level of processing of municipal solid waste,%       9 19,1
Indicator 12.b.1 Share of tourism services in export,% 7,8 9,5 10,4 4,4 7,4

Сегодняшняя модель потребления и производства в долгосрочной перспективе неустойчива и сохранение данной модели может нанести непоправимый ущерб планете. Сельское хозяйство является крупнейшим потребителем воды во всем мире и сейчас на орошение потребляется почти 70 процентов всех пресноводных ресурсов. Кроме того, примерно одна треть потребляемой человечеством пищи (около 1,3 млрд. тонн) теряется или выбрасывается.

Важными направлениями достижения Цели 12 являются: эффективное управление природными ресурсами, устойчивая утилизация токсичных отходов и загрязняющих веществ, поощрение отраслей, предприятий и потребителей, внедряющих переработку и сокращение отходов, а также принципы циклической экономики.

В 2000-2016 годах в расчете на душу населения, можно наблюдать тенденцию роста доходов, заработной платы и пенсий. С другой стороны, увеличение спроса на различную продукцию, на производство которой нужны и без того ограниченные природные ресурсы. Это также приводит к увеличению отходов.

Данные государственного кадастра мест складирования, хранения и захоронения отходов показали, что к 2011 году на основных   хранилищах, общей площадью 10329,7 га накоплено более 2,4 млрд т промышленных и 71,9 млн м3 коммунально-бытовых отходов.

Ежегодно в Узбекистане образуется 35 миллионов кубометров бытового мусора. Это примерно 254 тысячи вагонов. Каждый гражданин Узбекистана производит около 165 кг бытового мусора каждый год. В среднестатистическом мусорном баке около 25% занимают пищевые отходы, 5-10% — бумага, 50% — полимеры, остальное приходится на металл, текстиль, резину, стекло и другое.

Системы управления твердыми отходами страны плохо оснащены для удовлетворения текущего спроса. За пределами Ташкента действуют только рудиментарные системы управления отходами, собранный мусор просто выбрасывается в открытые свалки за пределами населенного пункта.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 12.1. Осуществлять Десятилетнюю стратегию действий по переходу к использованию рациональных моделей потребления и производства (Конференция «Рио+20» 2012 г.).

Задача 12.4. К 2030 году добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов на протяжении всего их жизненного цикла в соответствии с согласованными международными принципами и существенно сократить их попадание в воздух, воду и почву, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Задача 12.5. К 2030 году существенно уменьшить объем отходов путем принятия мер по предотвращению их образования, сокращению, переработке и повторному использованию.

Задача 12.6. Рекомендовать предприятиям, особенно крупным, применять устойчивые методы производства и отражать информацию о рациональном использовании ресурсов в своих отчетах.

Задача 12.7. Расширять применение экологических стандартов при осуществлении государственных закупок.

Задача 12.8. К 2030 году обеспечить население соответствующей информацией и сведениями об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой.

Задача 12.bРазрабатывать и внедрять инструменты мониторинга влияния, оказываемого на устойчивое развитие туризмом, который способствует созданию рабочих мест, развитию местной культуры и производству продукции.

Задача 12.cРационализировать отличающееся неэффективностью субсидирование использования ископаемого топлива, ведущее к его расточительному потреблению, посредством устранения рыночных диспропорций с учетом национальных условий, в том числе путем реформирования налогообложения и постепенного отказа от субсидий там, где они существуют, для учета их экологических последствий, в полной мере принимая во внимание особые потребности и условия страны и сводя к минимуму возможные негативные последствия для их развития таким образом, чтобы защитить интересы нуждающихся и социально уязвимых слоев населения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Индикатор 12.4.2.1 Образование токсичных отходов производства 1-3 классов опасности на душу населения - - - - 0,8 0,7 0,7 0,7
Индикатор 12.4.2.2 Доля обезвреженных отходов производства 1-3 классов опасности в общем объеме образовавшихся отходов производства 1-3 классов опасности - - - - 11,2 8,1 11,6 9,8
Индикатор 12.b.1 Доля  туристических услуг в экспорте, % 2,1 2,3 4,2 7,8 7,8 9,5 10,4 4,2

 

Скачать (XLS, 90 КВ)